Превизуализация

Компьютерные технологии в кинопроизводстве начали использовать во второй половине 70-х годов, но только в 90-е голливудские студии пустили в ход новые возможности.

Сегодня в Голливуде превизуализация — стандарт для любой студии и кинокомпании. Превизуализация — неотъемлемая часть любого фильма, особенно если в его создание будут вовлечены каскадёры, пиротехника, оружие, хореография поединков, реальные эффекты и комбинированные съёмки.

Превизуализация или превиз — это анимированный ролик. С его помощью можно продемонстрировать диалоги героев, все внутрикадровые движения, черновые визуальные эффекты с использованием точной техники, выбранной для снятия реальной съёмки.

На самом деле, превиз — это общее понятие, которое включает в себя понемногу от раскадровки, сториборда, аниматики и прочих видов визуального препродакшна.

Разбираем понятия

  • Раскадровка, ещё её называют «storybord» — это некая последовательность графических изображений, которые помогают при создании фильмов, сериалов и т. д. Сторибординг оперирует только ключевыми кадрами (шотами).
  • Аниматик — это серия статических картинок, показанных в последовательности одна за другой. На картинках нарисованы ключевые кадры фильма. Эта последовательность картинок помогает понять, как та или иная сцена будет выглядеть в движении, и позволяет узнать хронометраж сцен. Зачастую на эту последовательность наложены тестовые диалоги или звуковое сопровождение, чтобы стало понятнее, как картинка работает вместе со звуком. Обычно аниматику используют в рекламе.
  • 3D-превизуализация — тот же фильм, только все объекты стали объёмными. Сегодня такой формат используется чаще остальных. Он представляет собой полностью смонтированные и озвученные актёрами эпизоды, дающие информации про расстановку освещения, камер и постановку спец-эффектов.

Главная цель препродакшна — более эффективное производство, так как он позволяет на ранних стадиях выявлять проблемы сценарного и технического характера.

Типы превизуализации

1. Питчинговая визуализация

Она иллюстрирует потенциал проекта до того, как проект получает одобрение. Также позволяет потенциальным партнёрам или инвесторам получить первые впечатления.

2. Режиссёрский превиз

Здесь происходит предварительная работа режиссёра по визуализации сценария, которая включает в себя блокинг-диаграмму, сториборд и все виды аниматиков. В режиссёрский превиз входит эффективная организация работы на съёмочной площадке, режиссёрское решение, реализуемое полностью визуально, а ещё значительное сокращение времени монтажа и композитинга — создание целостного изображения путём наложения нескольких слоёв отснятого фото- или видеоматериала.

3. Техническая превизуализация

Техническая превизуализация даёт понять, как лучше поставить камеру, используя условия реального окружения, форм и размера пространства. Таким образом, можно представить, как будет выполняться съёмка той или иной сцены фильма.

4. Превизуализация на площадке

Этот тип превизуализации используют сразу на съёмочной площадке для того, чтобы в режиме реального времени перенести сцену в программу с использованием 2D или 3D виртуальных элементов для быстрого получения результата с последующей коррекцией по визуальному ряду. Это помогает режиссёру и всей постановочной группе быстро проверять получающиеся изображения с той или иной точки съёмки.

5. Визуализация на постобработке

Такая визуализация нужна уже на последней стадии, чтобы режиссёр понимал, где необходимо и как лучше смонтировать отрезки фильма, а где добавить или убрать спецэффекты. Кстати, смонтированные части часто показываются тестовой аудитории для сбора замечаний продюсеру и заказчикам для планирования и бюджетирования.

6. Дизайн-визуализация

Здесь происходит работа над пространством, в котором будут разворачиваться действия сцены. Для работы художник-постановщик активно используют различные комбинации изображений, таким образом, формируя пространство. То есть он придумывает, как будет выглядеть сцена до такого момента, как её начнут делать в реальный момент. Такая схема поможет на ранних стадиях производства начинать креативить с максимальным углублением в тему.

Способы создания превизуализации

Первый способ. У вас в руках фотоаппарат, вы снимаете мизансцену, а в кадре стоят ваши друзья или родственники вместо актёров. Готовую работу вы распечатываете на принтере и поверх фотографии кладёте, например, кальку, где прорисовываете все детали снимка. Главное, чтобы та бумага позволяла видеть нижний слой, то есть вашу распечатанную работу. Если у вас есть подходящее оборудование, вы можете рисовать прямо в Adobe Photoshop.

Второй способ. Этот способ позволяет на препродакшне исправить две проблемы: поиск места и саму раскадровку. Необходимые вещи: фотоаппарат, человек, три-четыре куклы. Вы идёте на место вашей будущей сцены, выбираете угол для ракурса, расставляете кукол и фотографируете. Всё, кадр готов, сцена отснята. Прорисовывать получившиеся кадры необязательно, как в предыдущем способе.

Инструменты

Создавать превизуализацию долго и дорого. Чаще всего её создаёт специальная команда обученных людей.

  • Для создания аниматики нужно отсканировать получившееся и собрать в любой монтажной программе. Для больших проектов аниматика делается из целого комплекса программ: флэш-анимации, трёхмерных визуализаторов и простой графики.
  • Cуществуют простые программы для создания 3D-превизов и его анимации: Poser и DAZ Studio, которые имеют библиотеки фигур (Poser-модели), текстур, интерьеров/экстерьеров и опции выбора объективов и фокусов. Также можно использовать Cinema4D, Autodesk Maya, 3DMax, вся линейка Power Production, FrameForge Pre-viz, SketchUp Pro. Все они помогают при создании любых видов превизов от 2D-раскадровок до 3D-сторибордов.

Съёмки фильма — очень сложный процесс как с технической, так и с творческой точки зрения. От качества работы, проведённой на подготовительном этапе, зависит прогнозируемость и финальная стоимость проекта.

Под превизуализацией фильма понимается один из ключевых этапов подготовительного периода, по-другому препродакшна, который помогает решить целый ряд задач: от презентации проекта инвесторам до экспериментов с освещением. Благодаря этому режиссёры могут экспериментировать с расстановкой актёров, освещением и движениями камеры.

Напоследок — пара отличных примеров превизуализации.

Автор статьи: Анна Герасимова

Источники:

Иллюстрации: