Стиль текста

Стилистика — это раздел языкознания, изучающий стили языка и применение их в разных сферах деятельности.

Стилистика делится на лексическую и функциональную.

Лексическая стилистика изучает изобразительные и выразительные возможности языка, закономерности функционирования лексических средств в различных речевых стилях: явление синонимов и антонимов, лексическое сочетания слов, их точное значение, коннотации и т. д.

Функциональная стилистика изучает закономерности поведения языка в различных сферах деятельности человека, исследует особенности, признаки, характерные черты функциональных стилей.

Стиль или функциональный стиль — это способ выражения мыслей, можно сказать, что стиль — это «одежда» для текста. Выбор «одежды» зависит от коммуникативной сферы.

Функциональный стиль делится на два вида: разговорный и книжный.

Разговорный стиль

Универсальный стиль без штампов и ограничений. Используется в неофициальной обстановке при переписках, ведении личных дневников, блогов, форумов и так далее.

Разговорному стилю присущи эмоциональность, спонтанность, жаргонные фразы и выражения, отсутствие структуры и логики, терпимость собеседников к ошибкам.

Йо, мэн, как дела, красавчик?

Книжный стиль

По правилам русского языка книжный стиль делится на художественный, публицистический, официально-деловой и научный. Но автор статьи хочет добавить ещё информационный.

Художественный

Стиль художественной литературы. Его цель — создание образов, эстетическое и эмоционально воздействие на читателя. Для достижения цели применяются функциональные средства всех стилей, используются художественных приёмы, эмоционально окрашенные обороты речи и богатство языка.

Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.

Для художественного стиля характерно многообразие жанров, стилистических средств и приёмов.

Лучик солнца игриво пробирался к замку, чтобы своим прикосновением пробудить рыжую принцессу.

Публицистический

При написании очерка, статей в газете, журнале, интервью используют публицистический стиль. Можно сказать, что это стиль СМИ.

Его цель — информирование, передача общественно значимой информации, которая будет воздействовать на читателя, побуждать его к действиям.

Для данного стиля характерны документальная точность и логичность. Этими качествами могут пренебрегать, чтобы произвести на читателя эмоциональное впечатление и поделиться оценкой происходящего.

Невероятное открытие! Житель деревни Экспелярмус изобрёл новый препарат, заставляющий куриц нести алмазные яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, раскрыта жителем деревни!

Официально-деловой

Данный стиль используется для составления документов: законов, приказов, постановлений, протоколов.

Характерные черты:

точность, не допускающая иного толкования;

отсутствуют формы глаголов 1-го, 2-го лица и личные местоимения 1-го, 2-го лица;

текст пишется по стандартам, используются штампы и канцеляризм;

долженствующе-предписывающий характер изложения, передающийся инфинитивными конструкциями;

отсутствие эмоциональности и оценочности.

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.

УК РФ, Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Научный

Это язык науки, которому присуща логика, точная терминология, объективность, отсутствие эмоциональной окраски.

Автор по опыту говорит, что это сложный для понимания стиль, требующий много знаний и терпения для поиска в словаре неизвестных слов.

Эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.

Информационный

Данный стиль не стоит в одном ряду с другими стилями, он окончательно утвердился в профессиональном секторе 1 января 2001. В этому же году был выпущен первый сборник рекомендация для редакторов, копирайтеров и журналистов «Догма». Этот молодой стиль развивается. Сейчас его продвижением занимается Максим Ильяхов — автор книг «Пиши, сокращай» и «Информационный стиль».

Характерные черты информационного стиля:

объективность и обоснованность;

сведение количества придаточных к минимуму;

исключение бессмысленных слов и выражений;

исключение вводных конструкций.

Информационный стиль работает не над звучанием или формой, он работает над сутью. Его цель
 — упростить текст, сделать его полезным и интересным для читателя.

Текст, написанный в свободном стиле.

Наша компания является ведущим провайдером услуг по ИТ-интеграции в регионе. Мы работаем на рынке интеграционных и телекоммуникационных услуг с 2010 года. За долгие годы работы мы успешно выполнили проекты и завоевали безоговорочное доверие таких крупных клиентов как Сбербанк и завод «Северсталь».

Текст, написанный в информационном стиле.

Строим защищённые компьютерные сети, центры обработки данных и видеосвязь для НИИ, заводов и банков.

Наша специальность — видеоконференции и видеомониторинг. Поддерживаем самую большую в России защищенную ВКС-сеть для Сбербанка. Построили первую в России полностью автоматизированную систему видеомониторинга для завода «Северсталь».

Итог

У каждого стиля речи свои особенности и своя сфера применения. Необходимо знать их и уметь различать. В противном случае можно попасть впросак, придя на официально-деловую встречу в драных джинсах и мятой рубашке.

Автор статьи: Жанна Шеянова

Источники:

1. Цветова Н. С. «Лексическая стилистика»

2. 4brain «Стили текста»

3. Максим Ильяхов «Знакомство с информационным стилем»