Всё о фотоплёнке

Все вы слышали о плёнке, видели свои детские фотографии, снятые на неё. Вы точно знаете о «зерне», если вам интересна эта статья. Здесь все слухи и предположения развеются, и вы узнаете, что в себе скрывает плёнка.

Какая она, плёнка?

Возможно вы слышали про Ньепса, который сделал первую дошедшую до нас фотографию на пластину покрытую битумом. В конце 19 века люди начали использовать плёнку, похожую на современную, но была загвоздка — отсутствие каких-либо стандартов. По этой причине плёнка выпускалась под конкретные модели фотоаппаратов и имела много разновидностей — тогда это было неудобно.

Но вскоре люди поняли, что надо стандартизировать плёнки. Таким образом, сейчас на прилавках мы можем встретить два самых популярных типа плёнки: 135-й и 120-й.

135

Самым доступным и распространённым типом был и остаётся 135-й — скорее всего именно на неё фотографировали вас в детстве. Она относительно небольшая и проста в эксплуатации. Сейчас можно без труда найти плёнку типа 135-й на 36, 24 и 12 кадров.

135-й тип представляет собой ленту, скрученную в катушку/кассету. На неё нанесено светочувствительное вещество — эмульсия, с перфорацией по краям. Некоторые производители возле перфорации указывают производителя и тип плёнки.

Ширина плёнки с перфорацией составляет 35 мм, но кадр, снятый на такой тип, имеет размеры 24×36 мм. Именно от этих размеров произошёл «полный кадр» в цифровой фотографии. Само название 135-й происходит от 35 мм — ширина с перфорацией, её обычно ещё называют 35 мм плёнка или «узкая».

120

Этот тип дороже, потому что он примерно в два раза больше, чем 135-й тип, и под него нужны соответствующие фотоаппараты, которые, конечно же, больше и тяжелее. Такие фотоаппараты сложно назвать бытовыми мыльницами. На них чаще снимали профессионалы, при чём не все подряд. В большей степени это постановочные кадры для журналов или студий (в принципе так и осталось).

Основные преимущества перед 135-м типом:

• Большая светочувствительность и малый размер «зерна»;

• Большое количество деталей на снимках.

Для сравнения: слева катушка с плёнкой 135-й, справа — 120-й
Для сравнения: слева катушка с плёнкой 135-й, справа — 120-й

Ширина такой плёнки составляет 61,5 мм, длина 806–850 мм. Заметьте, что это размер плёнки, а не кадра. Дело в том, что размер кадра варьируется в зависимости от фотоаппарата и насадок, которые вы используете. Наиболее популярные размеры:

• 6х6 см — такие размеры дают пропорции 1:1 или квадратный кадр. При таком размере вам одной катушки хватит на 12 кадров;

• 6х9 см — здесь соотношение сторон 1,5:1. Тут катушки хватит на 8 кадров, потому как кадр стал длиннее и занимает больше места на плёнке.

Также существует 220-й тип, который отличается от 120-го только длиной. Она составляет 1651–1702 мм. Выглядит такая плёнка немного иначе: она не имеет перфорации, её можно смело назвать лентой.

120-й тип имеет так называемый ракорд. Это задняя сторона среднеформатной плёнки, которая защищает её от засветки. Часто ракорд изготовляют из плотной бумаги. На ракорде нанесены цифры с точечками, которые говорят нам об оставшемся количестве кадров. Эти цифры можно увидеть через специальное окошечко в фотоаппарате (нет, вы не засветите таким образом плёнку).

Называться этот тип стал так по той причине, что словесные «шесть на шесть» преобразовались в 12, а позже в стандарт 120.

Плёнка классифицируется не только по размерам, но и по видам: на негативную и позитивную (слайдовую).

Негативная плёнка

Почему плёнка негативная? Всё дело в процессе получения изображения: свет, попадая на плёнку через объектив камеры, меняет состав эмульсии, и она темнеет. То есть чем сильнее мы засветим плёнку, тем темнее будет участок на ней.

Соответственно участок, на который свет не попал, остаётся светлым.

На плёнке мы получаем результат, обратный действительному: белый лист бумаги становится чёрным, а тёмный пиджак – белым. Именно отсюда и название — негатив.

Фотография негатива: слева — после инверсии, справа — до инверсии
Фотография негатива: слева — после инверсии, справа — до инверсии

Этот вид популярен по той причине, что процесс проявки не так сложен, как у слайдовой. Дело в том, что у негативной плёнки температура проявителя может колебаться в зависимости от его вида и используемой плёнки: от 32 до 38 градусов. У слайдовой же эти колебания недопустимы: отклонение температуры на пол градуса может привести к плачевным результатам.

Позитивная/слайдовая плёнка

Все помнят слайды, маленькие карточки, которые можно было поставить в проектор и рассматривать на стене? Да, именно поэтому эту плёнку называют слайдовой.

Плёнка называется позитивной, потому что обратная негативной. Проще говоря, светлые участки отображаются как светлые, а тёмные — как тёмные, никакой инверсии.

И это только малая часть того, что нужно знать, чтобы самостоятельно работать с плёнкой. Но не надо бояться и откладывать идею в долгий ящик. Пробуйте, снимайте, ведь практика в этом деле — всё!

Автор статьи: Андрей Никитин