Эффект эхо-камеры

Коммуникация людей в эпоху кризиса доверия приобретает новые формы

Интенсивность страхов повышает эффект эхо-камеры: люди пропускают информацию через фильтр своих предрассудков и личных интересов, отказываясь от поиска объективных фактов. Каждый второй опрошенный согласился бы поддержать политика, который обещает улучшить положение страны, даже если в своих словах он искажает истинное положение вещей. 52% респондентов никогда или крайне редко меняют свою позицию по важным социальным вопросам. Вероятность того, что человек проигнорирует противоречащую его взглядам информацию, почти в 4 раза выше, чем вероятность того, что он поменяет точку зрения.

Одним из проявлений нового отношения людей к информации является упадок традиционных медиа и ориентация на цифровые источники. С 2012 года растет доверие людей к поисковым системам (+3%) и онлайн-медиа (+2%). Снижается – к традиционным медиа (-5%), социальным сетям (-3%) и в целом к институту СМИ (-3%).

Официальные источники информации больше не воспринимаются общественным мнением как более достоверные. 64% опрошенных скорее поверят “утечке”, чем официальному пресс-релизу компании, 55% больше доверяют отдельным лицам, а не институтам, 71% сочтут более правдоподобными слова реформатора, чем человека, стремящегося сохранить статус-кво.

Другая сторона этой ситуации – кризис экспертного мнения. Обычные люди сегодня обладают таким же авторитетом в глазах окружающих, что и технические или академические эксперты в своих областях. Сильнее всего в уровне доверия по сравнению с прошлым годом потеряли представители бизнес-структур: CEO (-12%), члены советов директоров (-10%) и аналитики в финансовой индустрии (-7%).

Публикация подготовлена на основе доклада Edelman Trust Barometer

Продолжение следует

C другими нашими публикациями о феномене доверия в современном обществе вы можете познакомиться здесь