Государственный протекционизм экспортной экспансии

18.07.2017

Мы продолжаем цикл наших бесед с академиком Андреем Спартаком о перспективах российского экспорта. Мы уже узнали о том, как меняется российский экспорт под влиянием взаимных экономических санкций и его перспективах на новых рынках стран Азии. В этот раз мы поговорили о том, как государство поддерживает российский экспорт в реализации этих перспектив

Что нужно от государства, чтобы российская экспортная экспансия на зарубежные рынки состоялась?

Для осуществления экспортного рывка нужны, прежде всего, качественные изменения в базисе – российская промышленно-технологическая революция, создание передовой нематериальной и физической инфраструктуры в целях эффективного встраивания в региональную и глобальную экономику. Необходимо последовательное проведение институционально-регуляторных реформ для повышения конкурентоспособности и привлекательности России как делового партнера.

Для осуществления экспортного рывка нужны качественные изменения в базисе: промышленно-технологическая революция и создание инфраструктуры

Требуется обеспечить высокий уровень готовности широкой массы предпринимателей к экспортной деятельности. Без этого невозможно создать устойчивую и растущую клиентуру для национальных институтов поддержки экспорта. Выделяют продуктовую и организационную готовность. Продуктовая готовность предполагает обеспечение соответствия производственных процессов и выпускаемой продукции (услуг) международным стандартам и требованиям внешних рынков. Организационная готовность связана с наличием мотивации и опыта экспортной деятельности, обладанием необходимыми информацией, знаниями и компетенциями.

Всегда есть ключевой вопрос, на который надо дать ответ…

Ключевой вопрос – это формирование эффективной проэкспортной идеологии, базирующейся на следующих принципах:

1) последовательная диверсификация экспорта в товарно-отраслевом, географическом и фирменном разрезах;

2) интеграция экспортной проблематики в широкую промышленную политику, процессы конверсии и импортозамещения;

3) получение синергии применения всех инструментов поддержки и продвижения экспорта (согласованное применение инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, мер по снижению внутренних и внешних ограничений/барьеров для развития экспорта, инструментов торговой политики, дипломатической поддержки, др.);

4) разворот фокуса экспортной политики на экспортера, а не на внешние рынки (если есть готовность и что продать, то обеспечить выведение такой продукции на внешние рынки с использованием и координацией всего инструментария господдержки).

Какой тогда будет экспортная идеология?

Наиболее продуктивная экспортная идеология для России в современных условиях – это стратегия диверсификации, позволяющая эффективно балансировать множественные риски в мировой экономике и обеспечивающая оптимальное встраивание в разноплановые и в целом труднопрогнозируемые тенденции глобального спроса. Для России такая стратегия особенно привлекательна, поскольку опирается на уникальное разнообразие факторов конкурентоспособности и их возможных комбинаций. Наша страна может быть и уже является конкурентоспособной в широком круге отраслей и подотраслей за пределами топливно-сырьевого сектора.

Но этого же нельзя добиться сразу…

На первом этапе (до 2025 г.) стратегия диверсификации реализуется преимущественно как мобилизационная диверсификация, основанная на экспортно-ориентированном расширении традиционного производственного ассортимента, углублении переработки сырья и материалов, повышении сложности и улучшении потребительских свойств продукции, географической диверсификации продаж, выведении на экспорт уже реализуемых на внутреннем рынке товаров и услуг, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства.

Наиболее продуктивная экспортная идеология для России в современных условиях – это стратегия диверсификации

Важнейшие условия мобилизационной диверсификации – совершенствование механизмов и инструментов господдержки, активное внедрение форматов государственно-частного партнерства, максимальное снятие внутренних и внешних барьеров для экспорта. На этом этапе решается задача генерирования дополнительных доходов для ускорения российской промышленно-технологической революции. Причем деньги зарабатывают сами же субъекты промышленно-технологической революции.

На втором этапе (до 2035 г.) осуществляется последовательный переход к инновационной диверсификации экспорта, предполагающей масштабный выход с новыми товарами и услугами на новые перспективные рынки (в том числе одновременно на внутренний и внешний рынок для получения преимуществ в формируемом новом сегменте спроса и экономии на масштабе).

Вы хотите, чтобы всё государство работало на экспорт?

Интегрирование экспортной проблематики в широкую промышленную политику необходимо для успешной реализации инвестиционной, экспортно-ориентированной модели развития российской экономики. Нужны эффективно работающие инвестиционные экспортные лифты как инструмент осуществления сквозных экспортно-ориентированных стратегий от стадии НИОКР и внедренческих проектов до серийного производства и экспорта продукции. Большой потенциал имеет экспортно-ориентированное планирование конверсионных процессов. Требуется изначальная увязка программ импортозамещения с развитием экспортного потенциала соответствующих отраслей и производств для избежания эффекта антиэкспортного смещения и обеспечения конкурентоспособности проектов импортозамещения.

Очень важно, чтобы все звенья поддержки экспорта работали слаженно и усиливали друг друга. Нельзя допустить ситуацию, когда одна рука дает (например, экспортное финансирование), а другая не пускает (таможенные и административные барьеры при экспорте).

Важно, чтобы все звенья поддержки экспорта работали слаженно и исключались ситуации, когда одна рука дает (например, экспортное финансирование), а другая не пускает (таможенные и административные барьеры при экспорте)

Смещение фокуса экспортной политики непосредственно на экспортера предполагает, что при наличии у предпринимателя конкурентоспособной продукции и желания ее экспортировать все институты поддержки консолидируют и координируют свои усилия для продвижения и реализации на экспорт такой продукции. Конкурентоспособные отечественные товары и услуги должны продаваться, невзирая на жесткую конкуренцию, имеющиеся ограничения и барьеры. Необходимо четкое понимание, подкрепленное нормативными документами, что поддержка и продвижение экспорта является приоритетной задачей для всей системы российских загранпредставительств, включая посольства, консульства, представительства при международных организациях и Россотрудничества. Также нужно понимание, что успешная экспортная деятельность не может осуществляться без поддерживающих инвестиций в странах–импортерах в развитие товаропроводящей сети и послепродажного сервиса, создание совместных производств и проекты обусловленной локализации для вскрытия рынков.

С разворотом институтов и механизмов поддержки к российским экспортерам связан выбор в экспортной политике между тем, чтобы рекламировать отечественные компании и их продукцию зарубежным покупателям (ситуация, когда нас выбирают), и тем, чтобы показывать возможности на внешних рынках национальным производителям и экспортерам, убеждать их в преимуществах и перспективах экспортной деятельности (мы выбираем). Инструмент, сегодня широко распространенный, который совмещает оба этих подхода, – так называемые реверсные торговые миссии (reverse trade missions), когда страна–экспортер приглашает потенциальных покупателей и чиновников, принимающих решения о закупках, для взаимных ознакомительных контактов потенциальных экспортеров и импортеров.

Продолжение следует

Познакомиться с другими нашими публикациями о российском экспорте можно здесь.

Андрей Николаевич Спартак

Член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, заведующий кафедрой ВАВТ Минэкономразвития России