Преодоление дефицита

19.07.2017

В завершении цикла наших бесед с академиком Андреем Спартаком о перспективах российского экспорта мы поинтересовались, чего не хватает сегодня российским экспортерам. При всей активной поддержке со стороны государства проблемы, стоящие перед экспортом велики, но вполне решаемы

Государство уже многое сделало для поддержки бизнеса. Разве нет?

В практическом плане сегодня уже многое сделано и делается в сфере господдержки экспорта. Создан Российский экспортный центр, включающий страховое агентство ЭКСАР и кредитный институт Росэксимбанк. На цели экспортного финансирования и субсидирования расходов экспортеров (на сертификацию и омологацию продукции, ее транспортировку, регистрацию российских объектов интеллектуальной собственности за рубежом, др.) выделены значительные бюджетные средства.

Создан Российский экспортный центр, включающий страховое агентство ЭКСАР и кредитный институт Росэксимбанк

Приняты меры по обеспечению экспорта конкурентоспособными по стоимости кредитными ресурсами. Укрепляется региональная и зарубежная инфраструктура поддержки экспорта. Менее обременительными стали процедуры таможенного администрирования, экспортного контроля, смягчены положения валютного контроля, близка к своему окончательному решению проблема возврата НДС при экспорте. Внедрен механизм проектного управления реализацией приоритетных экспортных проектов.

Тогда что является дефицитом в области господдержки экспорта?

Важнейший из таких дефицитов – отсутствие четко выстроенной национальной системы поддержки с пониманием, какое ведомство главное в этой деятельности, какие конкретно организации входят в систему поддержки, и в чем состоят их функции, как работает «единое окно» для экспортеров. Сюда же примыкает проблема недостаточной координации в сфере поддержки экспорта, причем на всех уровнях – федеральном, региональном и за рубежом. В такой ситуации требуется определить ведущее федеральное ведомство в системе поддержки экспорта и поручить ему подготовить нормативный документ, устанавливающий сферу ответственности всех участников системы поддержки, механизмы координации, мониторинга и оценки эффективности поддержки экспорта в РФ.

Важнейший из таких дефицитов – отсутствие четко выстроенной национальной системы поддержки

Среди других серьезных дефицитов (недостатков) в сфере поддержки экспорта:

1) пока еще низкий охват перспективных технологических, сервисных секторов и интеллектуальных видов деятельности, отсутствие специальных инструментов стимулирования цепочек добавленной стоимости с российским участием;

2) недостаточный уровень поддержки экспорта на перспективные, но высокорисковые развивающиеся рынки;

3) нехватка мер, механизмов и инструментов по мобилизации экспортных возможностей российских регионов и МСП;

4) дефицит частных торгово-посреднических и промоутерских инициатив, в том числе в форме ГЧП, в интересах развития экспорта;

5) сохранение, при всех произошедших послаблениях, в целом недружественной и значительно повышающей трансакционные издержки для экспортеров регуляторной и административно-процедурной среды;

6) крайне низкая инвестиционная составляющая деятельности по поддержке экспорта, сдерживающая расширение экспортного потенциала и ограничивающая возможности на внешних рынках; (7) неразвитость эффективных форматов взаимодействия государства и бизнеса по вопросам экспортной и в целом внешнеэкономической повестки страны.

И что нужно сделать, чтобы восполнить эти дефициты?

В первую очередь – формирование в общенациональном масштабе режима наибольшего благоприятствования для экспорта, внедрение экспертизы проектов нормативных актов на предмет их воздействия на экспорт. Требуются комплексные решения в сферах электронной таможни («единое окно»), цифровых транспортных коридоров и электронной логистики в целях ускорения экспортного цикла.

Административные процедуры при экспорте должны быть максимально упрощены, вплоть до отмены наиболее обременительных из них (в частности, валютного контроля). Позитивное влияние на экспорт окажет формирование удобного интерфейса для делового взаимодействия России с зарубежными партнерами в части международно-правовой гармонизации правил и стандартов функционирования цифровой экономики и транспортно-логистической инфраструктуры.

Нужно внедрить проектный подход к поддержке экспорта в сферах ИКТ, нано- и биомедицинских технологий, инжиниринговых услуг, услуг в области образования и здравоохранения, туризма.

Актуально создание национального экспортного проектного офиса (с отделениями в субъектах РФ) для проектирования и поддержки экспортно-ориентированных российских ЦДС и содействия их встраиванию в глобальные цепочки стоимости.

Важно принять на государственном уровне политику покрытия рисков с «аппетитом» к риску достаточным для наиболее полного использования открывающегося «окна возможностей» для России на развивающихся рынках.

Необходимо реализовать систему экспортного аудита МСП, усилить акценты на проэкспортных мероприятиях непосредственно в регионах (недели международного бизнеса, реверсные бизнес-миссии, международные партнериаты), установить показатели оценки эффективности деятельности по развитию экспорта для губернаторов, ликвидировать информационный разрыв в сфере поддержки экспорта (запустить полномасштабный федеральный информационный ресурс по ВЭД и «единое окно» для экспортеров в регионах).

Важно принять на государственном уровне политику покрытия рисков с «аппетитом» к риску достаточным для наиболее полного использования открывающегося «окна возможностей» для России на развивающихся рынках

Насущная задача – формирование эффективных торгово-посреднических институтов для широкого продвижения отечественной продукции на внешние рынки (системы внешнеторговых домов, экспортных консорциумов, кооперативов, др.).

Требуется увеличение проэкспортных инвестиций внутри страны и за рубежом, в первую очередь – внедрение механизма инвестиционных экспортных «лифтов» как элемента широкой промышленной политики путем выстраивания стратегических экспортно-ориентированных партнерств (альянсов) с участием институтов развития, госкорпораций и госкомпаний для сквозной поддержки всего инвестиционно-производственного экспортного цикла.

Необходимы встраивание прямых иностранных инвестиций в механизм инвестиционных экспортных «лифтов», поддержка проектов экспортно-ориентированной локализации. На внешних рынках – комплексное страхование российских инвестиций от политических и коммерческих рисков (включая предпроектные работы), реализация ГЧП по вскрытию зарубежных рынков (инвестиции в экспортно-проводящую, сервисную инфраструктуру, сборочные производства, проекты частичной локализации для большего открытия рынка, совместные проекты для экспорта в третьи страны).

В повестке дня – формирование партнерства государства и бизнеса для продвижения национальных интересов на глобальном рынке, охват системой партнерства всех значимых категорий российского бизнеса, делегирование объединениям предпринимателей в рамках партнерства функций по обеспечению разработки и реализации внешнеэкономической политики страны.

Институциализация такого партнерства требует формирования системы коммуникационных площадок власти с бизнесом во главе с Экспортным советом при Президенте РФ. Большое значение в рассматриваемом контексте имеет выстраивание эффективного диалога государства и бизнеса по вопросам торговой политики и заключения торговых соглашений с зарубежными странами путем разработки и учета в переговорном процессе отраслевых торговых политик.

Актуально создание в зарубежных странах партнерств по доступу на рынки в качестве организационной рамки для скоординированного, агрессивного лоббирования и сопровождения проектов и сделок с российским участием; во главе этой работы должны находиться послы РФ.

Целесообразно учредить институт Омбудсмена (возможно, спецпредставителя Президента России) по защите интересов и прав российских предпринимателей за рубежом, нарушения которых в последние годы участились и наносят серьезный урон отечественному бизнесу. Причем такие нарушения в виде недружественных действий зарубежных чиновников и компаний крайне сложно отслеживать на официальном уровне без участия самих пострадавших предпринимателей.

Главный целевой ориентир в развитии национальной системы поддержки экспорта – создание полноценного «зеленого» коридора для российского несырьевого экспорта во всех смыслах – в плане регуляторики, правоприменения, экономических условий экспортной деятельности (прежде всего тарифы на продукцию/услуги естественных монополий и валютный курс), доступа к ресурсам и механизмам господдержки, оперативного комплексного содействия в решении задач на внешних рынках, если требуется – получения полномасштабной политико-дипломатической поддержки. Только такой подход позволит эффективно реализовать новые возможности для России в меняющемся глобальном экономическом порядке.

Познакомиться с другими нашими публикациями о российском экспорте можно здесь.

Андрей Николаевич Спартак

Член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, заведующий кафедрой ВАВТ Минэкономразвития России