Россия в ближнем зарубежье

Материал на сайте

Россия и страны ближнего зарубежья обладают культурной общностью и одним языковым пространством, инфраструктурными связями и широкими возможностями для экономической интеграции. Перед Россией и постсоветскими государствами стоят сходные задачи модернизации и развития. Это открывает широкие возможности для взаимодействия. Но с этим связаны и угрозы. Отдельные страны выбрали путь политической конфронтации с Россией, а некоторые имеют хрупкую или уязвимую государственность. Уровень как возможностей, так и угроз, исходящих из ближнего круга, определяет его приоритет для внешней политики России

Между тем, постсоветское пространство превратилось в арену конкуренции России и структур Запада (ЕС и НАТО). Апофеозом этой конкуренции стал украинский кризис, в котором сосредоточился широкий набор международных проблем, копившихся с 1990-х гг. В ходе него Россия воссоединилась с Крымом, решила проблему базирования Черноморского флота, заблокировала на долгосрочную перспективу членство Украины в НАТО. В то же время, теперь Россия для Украины — стратегический противник. Киев будет последовательно выстраивать военно-политические отношения с западными структурами без членства в НАТО. Вблизи государственных границ тлеет вооруженный конфликт. Украинский вопрос нанес ущерб торговле, способствовал гонке вооружений, закрыл многие направления сотрудничества России с Западом.

Можно ли его разрешить? Украинский кризис, в первую очередь, был вызван кумулятивным набором внутриукраинских факторов. Россия и Запад не смогли своевременно создать условия для его преодоления. Теперь дипломатам предстоит длительный, постепенный и неровный процесс урегулирования. Комплексное решение проблемы потребует как урегулирования противоречий, порожденных самим кризисом, так и причин, которые сделали его возможным. Это значит, что украинский вопрос не сможет быть решен без существенной перестройки системы безопасности в Европе и будет приоритетом внешней политики России долгое время.

Политический кризис между Россией и Украиной убеждает в правильности выбора исключительно экономических оснований для создания ЕАЭС. Евразийский экономический союз - это молодое интеграционное объединение. Требуется еще много работы по гармонизации законодательства стран-членов, созданию общих пространств, повышению эффективности Союза. Тем не менее, уже сегодня он выгоден своим участникам и имеет значительный потенциал международного сотрудничества. Это и развитие уже существующих отношений (например, зона свободной торговли с Вьетнамом), и становление новых. Особое место в структуре этих связей может занимать сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Один пояс-один путь». Перспективной также является работа по признанию евразийского объединения в качестве равноправного партнера с европейским (в случае деполитизации диалога).

Объединяет постсоветские страны не только экономическая выгода, но и военно-политическое сотрудничество. Ведь Россия и страны ближнего зарубежья сталкиваются с общими вызовами безопасности. Угроза терроризма и радикального исламизма — одна из ключевых. Основные риски связаны с регионом Центральной Азии. Этому способствует ухудшение ситуации на Ближнем Востоке. Кроме этого, на постсоветском пространстве сохраняется целый ряд замороженных конфликтов. Всё это делает востребованным Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) как ведущего военно-политического института постсоветского пространства. Необходимо содействовать развитию ее потенциала, укреплению сил быстрого реагирования, а также совершенствованию антитеррористической компоненты и системы воздушно-космической обороны.

Целесообразно выстраивание связей ОДКБ и ШОС. В рамках такого партнерства может быть решен вопрос безопасности сухопутных компонентов проекта «Один пояс-один путь».

В существующей ситуации России необходим разумный, последовательный и привлекательный проект для постсоветского пространства, сочетающий западные и восточные инициативы.

Дайджест подготовлен на основе доклада «Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире (2017 – 2024 гг.)»

С другими нашими публикациями о России в глобальном мире вы можете познакомиться здесь