Самара индустриальная: предпосылки и перспективы

Самарская промышленность известна, в первую очередь, автомобилями и ракетными двигателями. Вместе с тем, здесь активно развивают нефтепереработку и несмотря на кризис, с уверенностью смотрят в будущее. Об этом – в продолжении нашего разговора с Александром Кобенко, вице-губернатором – министром экономического развития инвестиций и торговли Самарской области

Ключевой вопрос – что будем развивать?

Правительство области связывает перспективу с развитием тех промышленных кластеров, которые всегда были ключевыми для нашей экономики. Мы думаем, что они и будут нашими точками роста.

Видимо, одна из них – это автопром?

Не будем сейчас вдаваться в футурологию, что такое будет автопром, а пока мы рассматриваем его как некую базовую отрасль, которая дает очень большие мультипликаторы в другие отрасли, обеспечивает высокую занятость, высокую добавленную стоимость и достаточно сложный продукт. Несмотря на спад в последние четыре года, мы все-таки верим, что к горизонту 2028-2030 годов мы достигнем показателей выпуска 4 миллиона автомобилей в год. Все факторы для этого есть, и это та индустрия, которая все равно будет двигать экономику вперед.

Тольятти. Биотопливная Лада Веста CNG
Тольятти. Биотопливная Лада Веста CNG

Какие еще отрасли вы видите в качестве базовых?

Аэрокосмический кластер. Эта отрасль всегда была базовой для нашего региона. Если Тольятти специализировался на автопроме, то Самара – как раз на аэрокосмических технологиях. Здесь находятся производители аэрокосмической техники, двигателей, авиационных компонентов и, конечно, спутников.

Даже сегодня мы занимаем определенные значимые места по этой отрасли не только в России, но и в мире. Всего запущено более 1860 ракет-носителей и около 1000 космических аппаратов разработки самарского АО «РКЦ «ПРОГРЕСС». Все пилотируемые полеты на МКС с 2009 года осуществляются при помощи ракет-носителей самарского производства.

Поэтому, конечно, мы на это делаем ставку и очень рассчитываем на обновление и продуктовой линейки, и стратегических взглядов, в первую очередь, Роскосмоса.

Первая ступень ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», разработанной самарским ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
Первая ступень ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», разработанной самарским ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»

Да, пока мы еще впереди, но наши конкуренты идут гораздо быстрее и более ориентированы на рынок, на применение новых технологий, на удешевление стоимости запусков, на многоразовое использование двигателей, на использование космоса, космических технологий в различных гражданских целях, на использование космической информации в разных отраслях.

В этой части мы пока отстаем, но не катастрофически. А, значит, есть шанс сохранить свои позиции, может быть, даже приумножить. Правда, какие-то вещи теперь придется делать в партнерстве, а не самим по себе.

Тем не менее, Самара всегда была сильным регионом, и сегодня, несмотря на проблемы, которые есть в космической индустрии, и проблемы у разных заводов, предприятия Самарской области чувствуют себя уверенно и даже находятся в зоне прибыли.

Самарский регион – нефтедобывающий…

Хоть мы и нефтедобывающий регион, основной упор мы делаем на нефтепереработку. Сегодня мы перерабатываем примерно на треть больше, чем добываем, активно развиваем химию и нефтехимию.

Для этого мы провели анализ технологических цепочек, сформировали межотраслевой баланс. Есть еще много сырьевых компонентов, которые мы пока не перерабатываем, то есть не получаем ту добавленную стоимость, которую могли бы получить. Где-то переработка уходит в другие регионы, и мы понимаем, что это надо менять.

Новокуйбышевский НПЗ (фото 63.ru)
Новокуйбышевский НПЗ (фото 63.ru)

Рассчитываем на то, что Роснефть центром нефтехимии выберет именно Самарскую область, как это сейчас записано в их стратегии, и те большие проекты, которые мы с ними наметили, будут реализованы.

Это даст очень серьезный импульс очень многим направлениям и позволит нам обеспечить себя очень многими продуктами, которые сегодня в России не производятся вообще.

А как быть с другими отраслями?

Мы находимся на пересечении всех транспортных коридоров, в том числе коридора Китай – Западная Европа. Мы можем в эти коридоры встроиться, используя мультимодельную логистику – тут и река, которая сильно недозагружена, и железная дорога, и автомобильное сообщение.

В последние годы мы активно обновляем транспортную инфраструктуру. Но не только. Мы строим много спортивных и социальных объектов. Поставили большие цели по увеличению объемов вводимого жилья. Это все создает предпосылки для развития кластера строительных материалов. Мы не считаем его основным, но как поддерживающий он достаточно хорошо сейчас работает и может развиваться дальше.

Самара. Микрорайон Южный город
Самара. Микрорайон Южный город

Рынок продуктов питания растет, есть возможности для экспорта. В Юго-Восточной Азии, Индии, Китае, Пакистане, запрос именно на продукцию сельского хозяйства. Поэтому мы ориентируемся не только на обеспечение собственных потребностей или на внутрироссийский рынок. В том числе, и на Иран, чему способствует речная логистика.

Как кризис повлиял на ситуацию в области?

Если посмотреть на наши экономические показатели, то по ним можно сделать вывод, что и для нас это, безусловно, серьезный удар.

Существенную долю в ВРП занимают обрабатывающие отрасли, которые хуже себя чувствуют именно в период кризисов. Кроме того, Самарская область сильно зависит от крупных предприятий, входящих в консолидирующую группу налогоплательщиков.

В той же Роснефти 2015-2016 гг мы видели серьезное замедление темпов роста и значительное падение прибыли. Это произошло из-за того, что они были закредитованы в валюте, и резкое удорожание процентов вкупе с падением цен на нефть, привело к тому, что прибыль упала.

С 2013 года происходило падение автомобильного рынка. Но альянс Рено-Ниссан этому падению успешно противостоял – в прошлом году рынок упал на 11 процентов, а продажи автомобилей марки LADA всего на 1%. Факторами стабилизации производства послужили позитивные тенденции на автомобильном рынке России в конце 2016 – начале 2017 годов и запуск новых моделей – LADA VESTA и XRAY, которые пользовались устойчивым спросом на рынке. Интерес потребителей к этим новинкам позволил увеличить рыночную долю предприятия до 20%. За прошедшие 5 месяцев 2017 года продажи на автомобильном рынке России выросли на 5,1, при этом продажи LADA увеличились на 10%.

Для Самарской области всегда было характерно, что в период кризиса мы всегда падали ниже всех, но и восстанавливались быстрее других.

Продолжение следует

Александр Владимирович Кобенко

Родился в 1978 году в Омской области. Закончил Сибирскую государственную автомобильно-дорожную академию. Работал экономистом в АО «Омский каучук», ОАО «Омсктехуглерод». Затем работал в ООО «Карана» (г. Москва), ООО «Когито Менеджмент Консалтинг» (г. Москва). С 2005 года трудился на ОАО «АвтоВАЗ», с 2009 года – директор дирекции по экономике и планированию службы вице-президента по финансам и экономике. C 2012 года – вице-губернатор – министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Также вы можете познакомиться с другими материалами о стратегии развития Самарской области здесь