Творческие индустрии лучше развиваются вместе

Качественная обработка местного ресурса, каким здесь является янтарь, и поддержка декоративно-прикладных искусств – еще один резерв для развития креативной экономики, доказывает Калининград

Отрасль художественной обработки янтаря — традиционная для Калининградской области, потому что около 90% мировых запасов этого минерала добывается здесь. По разным оценкам, в ней работает больше 200 предприятий: от индивидуальных предпринимателей и маленьких мастерских до больших студий с десятками рабочих. Первые чаще всего разрабатывают уникальные продукты с высокой добавленной стоимостью, они уходят на заказ в Россию и Европу. А вот большие производства отличает, как правило, довольно низкий уровень дизайна и качества в целом. Их продукция проигрывает конкуренцию соседним Польше и Литве, где делают оригинальные, хорошие по дизайну изделия.

На вопрос «Почему так происходит?» участники рынка чаще всего отвечают «Из-за отсутствия образования». В Калининградской области нет институтов с художественными специальностями, нет притока новых людей в профессию. Озвучиваются также проблемы с покупкой сырья, административные барьеры.

«Вместе с тем, уверенности в том, что все проблемы янтарной отрасли — от государства, нет у самих игроков рынка. Хорошо известно, что этой сфере не хватает нетворкинга, сети пересекающихся контактов, взаимного обучения, проектного мышления и менеджмента, т. е. внутренние проблемы — далеко не последний фактор, обеспечивший ее нынешнее состояние. Модернизация управления — одна из основных задач», — пишут авторы картирования творческих индустрий Калининградской области.

Отдельно стоит выделить важную для туристической привлекательности региона часть этого сектора — так называемое декоративно-прикладное искусство. По предварительным оценкам, в этом секторе заняты порядка 100-200 человек. Они занимаются производством сувениров, изделий их керамики, дерева и других материалов. При этом, толковых точек продаж для такого микробизнеса почти нет, только на городских праздниках, ярмарках, маркетах, в нескольких сувенирных лавках, при городских музеях и онлайн.

«Это же отработанная другими городами мира и понятная история: больше 20 лет назад Монреаль, чтобы оживить 4 городских квартала, сдал первые этажи домов на льготных условиях художникам и креативному бизнесу. Это привело много туристов и, соответственно, денег, — говорит художница Ольга Дмитриева, которая делает сувениры с собственным, узнаваемым стилем. — Такая же история с мастерскими, которых в городе всего 50: 18 дает город, 30 есть у Дома художников».

По её мнению, развитию творческого бизнеса поможет поддержка со стороны специалистов по маркетингу, менеджменту, PR — зачастую художники не имеют достаточных знаний в этих сферах. Но такая поддержка может быть направлена только на сообщество с четко обозначенным позиционированием. Об этом же, только на региональном уровне, говорит Артем Рыжков — владелец мультидисциплинарного клуба «Квартира».

«Вопрос позиционирования должен быть решен на самом высоком уровне, как это, например, в свое время сделала мэрия Берлина. И любые решения должны приниматься исходя из этого позиционирования. Тогда мэрия отремонтировала бы пятиэтажки на Ленинском проспекте не в псевдоисторическом стиле, а сделала бы главную улицу Калининграда галереей, например», — говорит Артем Рыжков.

«Сейчас калининградские креативные индустрии растут в основном благодаря усилиям отдельных компаний, а не консолидированной стратегии развития всего сектора. Также и с остальными секторами, которые являются точками роста: отдельные компании есть, однако они не объединяются для достижения совместных целей, не позиционируют себя в качестве важного сектора творческих индустрий», — говорит один из авторов картирования, руководитель Агентства поддержки творческих инициатив «Транзит», куратор Балтийского филиала ГЦСИ Юлия Бардун.

Также вы можете познакомиться с другими нашими материалами о развитии креативных индустрий Калининграда:

Креативная экономика для российских регионов

Калининград как точка притяжения

Территория креатива