С началом летнего сезона резко увеличивается число туристов, отправляющихся на отдых на самолетах. Однако боязнь полетов заставляет многих россиян отказаться от дальних поездок. Как показывает статистика, аэрофобией страдает приблизительно 30 процентов населения. Корреспондент "Безопасности" поговорил с сотрудницей центра "Летаем без страха", 10 лет назад основанного пилотом и авиационным психологом Алексеем Гервашем, Анной Слепцовой о боязни полета, методах ее лечения и о работе центра.
Что такое аэрофобия?
Аэрофобия — это психическое расстройство, классифицированное на международном уровне. Оно не имеет отношения к характеру, бдительности или здравому смыслу. И это то, что аэрофоб должен осознать в первую очередь. Страх перед полетами — по сути своей болезнь, которая, как и любая другая, имеет день начала и нуждается в лечении.
В чем причины возникновения страха?
Существует целый комплекс причин, по которым человек становится предрасположенным к возникновению аэрофобии. В первую очередь, это тревожно-мнительноый психотип: гиперконтроль, перфекционизм, дефицит доверия к миру и людям, сложности с делегированием, запрет на эмоции. Эти базовые черты личности формируются в раннем детстве благодаря генетике и воспитанию.
У тревожных матерей и дети, в половине случаев, вырастают такими же. А ребенок скупого на эмоции отца, вероятнее всего, не сможет полноценно развить свой эмоциональный интеллект.
Если ребенок становится источником тревоги для родителей, если требования от себя, семьи, людей и мира неоправданно высоки, то нервная система испытывает перегрузку. Психика дает сбой. В самолете у человека отсутствует иллюзия контроля, зато вырабатывается адреналин. Выйти – некуда, происходит внутренний «взрыв».
Что ни в коем случае нельзя делать при аэрофобии?
При аэрофобии главное, чего ни в коем случае нельзя делать — это думать, что она пройдет сама. Ее надо лечить. Других ответов, советов или волшебных средств не существует, к сожалению. Алкоголь, успокоительные, — любимые «друзья» аэрофобов — только усугубляют ситуацию, как ни парадоксально это звучит. Во-первых, адреналин, который в большом количестве выбрасывается в кровь во время полета, имеет свойство расщеплять действующие вещества медикаментов и алкоголя. Это умный природный механизм, призванный спасать человека: например, протрезветь, чтобы с максимальной вероятностью убежать от маньяка или отскочить в сторону от падающего дерева в любом состоянии. Во-вторых, как только у вас в сумке появляется пачка успокоительных, которую вы берете с собой на борт, ваш мозг фиксирует сигнал об опасности помимо вашей воли. «Раз я беру с собой таблетки, значит, я буду бояться и мне надо помочь, раз я буду бояться, значит, я иду на очень опасное мероприятие». Подход к решению проблемы должен быть комплексным и без помощи профессионалов тут не обойтись.
Почему дети не боятся летать?
Дети могут бояться летать, так же, как серого волка или «бабайки». Тут многое в руках родителей, все зависит от их реакции. Аэрофобия же как устойчивое психическое расстройство, действительно, развивается, как правило, в очень сознательном возрасте — в среднем от 20 до 30 лет. Это связано с тем, что нужно пережить достаточное количество стрессов и немало «помучить» свою психику, чтобы мозг начал некорректно функционировать в определенных его отделах.
Как помочь самому себе?
Самый лучший способ помочь себе – отправится на прием к специалисту и начать курс лечения. Других действенных способов побороть страх не существует. Советы о том, что нужно думать о хорошем, смотреть в окно и прочие интернет-рекомендации не только не полезны, но и вредоносны. Аэрофобия — это болезнь и надо идти лечить ее, как идут лечить больную ногу или горло.
Кто и как лечит аэрофобию?
Аэрофобию лечат психотерапевты. Единственный доказано эффективный метод — это когнитивно-поведенческая терапия. Ее применяют при работе с многими другими психическими расстройствами, однако в работе с фобиями она на сегодняшний день вне конкуренции. Общий алгоритм таков: сначала пациент получает профессиональные знания об объекте своего страха – авиации. Затем начинается разбор психологических аспектов фобии и ее устройство, выбираются определенные техники, с помощью которых человек будет учиться контролировать свое состояние: менять мышление, менять поведение, учиться адекватно реагировать на самый адекватный вид транспорта. На этапе экспозиционной терапии мы в формате тренажеров или виртуальной реальности учим людей работать с возникающими ощущениями при помощи уже изученных ранее техник, а на заключительном этапе пациенты делают это уже в реальном полете — сами или с сопровождением специалиста.
А если вдруг возник рецидив?
Если после прохождения курса лечения человек снова сталкивается со страхом и тревогой, то 90 процентов наших выпускников и людей, прошедших адекватный курс когнитивно-поведенческой терапии знают, как с ними справиться. Кто-то приходит проработать слабые места заново, но глобально это уже вопрос работы над собой, а не проблемы, которая мешает жить. Отношения к рецидивам у людей меняется.
Может ли лечение не помочь?
Когнитивно-поведенческая терапия — весьма точная система знаний и действий. Человеческая психика адаптивна и не помочь здесь практически невозможно. Лечение может помочь не сразу, это нормально. Если человек много лет учился бояться летать, потребуется время, чтобы научиться делать это по-другому. Если лечение не помогло, надо разбираться. Чаще всего причина кроется в элементарном несоблюдении рекомендаций. В двух-пяти процентах случаев можно столкнуться с тем, что проблема лежит в области психиатрии и связана с множеством более серьезных отклонений. Тогда необходимо сначала избавиться от этих проблем, а потом уже разбираться со страхом полета. Кроме того, важно помнить, что работа должна идти с двух сторон. Специалисты дают свои многолетние опыт и знания и ведут человека по этому пути. Со своей стороны пациент должен захотеть измениться и быть готовым к сотрудничеству.
Источник: Телеканал Безопасность