Велостоянки без велосипедов. Кому нужна велокультура в Волгограде?

Сейчас на улице зима, но все равно очень часто можно заметить велосипедистов, которым и снег, и мороз не помеха. Если определенная часть людей предпочитает велосипед общественному транспорту и машине даже в зимнее время года, то пора задуматься, что же наш город может предложить велосипедистам. Поговорив с куратором проекта «ВЕЛОСТОЯНКИ», Михаилом Соломоновым, мы выяснили, что Волгоград пока достаточной велосипедной инфраструктурой похвастаться не может. Ну зато хотя бы велопарковки делаются на совесть. Об этом и не только Михаил рассуждает в нашем материале.

О себе и о том, почему выбирает велосипед для поездок по городу

– Я обычный житель Волгограда и хочу, чтобы моя дочка, когда подрастет, ездила на велосипеде в школу. При этом я также хочу, чтобы ни она, ни я не боялись того, что в любой момент её может сбить автомобиль. Сейчас ездить со скоростью 79 км/ч законно, а водитель просто может не успеть среагировать или отвлечься, что мы и наблюдаем: ежедневно на улицах города происходит большое количество ДТП.

Департамент транспорта в свою очередь лишь продолжает возводить заборы, расширять проезжую часть и сокращать пешеходные переходы, рапортуя о своих якобы эффективных изменениях.

По статистике на автомобилях ездят меньше 20% жителей, а большинство использует общественный транспорт или передвигается пешком. Сразу возникает вопрос: почему тогда в городе столько делают для автомобиля и ничего для велосипеда, ведь это тоже транспорт?

Легко догадаться, зачем это делают, ведь весь автопром у нас всегда был государственным и, естественно, государство делало всё, чтобы продать как можно больше машин не взирая ни на что.

О проекте по установке велостоянок

– Проект велостоянки фактически работает с 2008 года, когда мой друг, Антон Раков, со своими единомышленниками сделали в педагогическом университете первую в Волгограде студенческую велостоянку длительного хранения на 40 велосипедов. Она была оборудована камерами видеонаблюдения и закрывалась на ключ.

Примерно в то же время, еще учась в университете, я решил купить себе велосипед, а не ездить в грязных, неудобных и опасных маршрутках. Позже я начал работать в лицее «Олимпия», и там в 2010 году открыл первую школьную велостоянку, так и началось мое участие в проекте.

Затем ко мне стали обращаться знакомые с просьбой сделать велостоянку у них на работе. Иногда обращались просто за советом. В любом случае я рассказывал и показывал, как сделать так, чтобы она действительно приносила пользу, а не была непонятной формы и не была установлена там, где парковка никому не нужна.

Всего в городе мы поставили 90 велопаркингов. В Центральном районе, например, у библиотеки им. М.Горького, возле продуктовых магазинов “Квадрат” (на Аллее Героев, ул. Порт Саида, Чуйкова, Пархоменко), а в Ворошиловском районе перед Ворошиловским ТЦ (рядом с остановкой) и у гимназии №5 на ул. Пугачева. Ещё 15 стоянок поставили ребята, у которых был интересный проект «Крути педали», мы оказывали им консультационную помощь.

У нас были и краудфандинговые велостоянки, на которые могли пожертвовать средства любые неравнодушные горожане. И коммерческие, когда по заказу компаний мы устанавливали для них удобные велостоянки. Обычно мы помогаем с согласованием установки, и часто это бывает очень долго и тяжело, но ещё ни одну стоянку мы не поставили в таком месте, где ей никто не пользуется.

О цели проекта и личных принципах работы

– Цель проекта велостоянок – это популяризация велотранспорта, а также сделать наш город удобнее для людей, которые используют велосипед для поездок по городу.

Мой принцип – делать велостоянки не для галочки в пользу заказчика, а для велосипедистов, которым будет удобно ими пользоваться. И если я вижу, что это будет бестолковая велостоянка на заднем дворе, где ей неудобно и опасно пользоваться и, тем более, если нас просят сделать что-то непонятной формы, за что и прикрепить надежно велосипед нельзя, то мы отказываемся от таких проектов.

О спросе на велопарковки и процессе их производства

– Обычно мы ставим несколько велостоянок за год. Если говорить о спросе от компаний, то он небольшой. Мало кто хочет тратить деньги на обустройство городской территории. Многие думают, что для них все должно быть бесплатно. «Я плачу налоги, и этого достаточно».

Если говорить о спросе велосипедистов, то, естественно, стоянками пользуются. Кроме того, много раз видел, как к ним пристёгивали детские коляски и привязывали собак.

Обычно процесс появления парковки начинается с того, что звонит человек, который решил поставить у себя велостоянку, мы ему всё рассказываем, показываем, узнаем его потребности и смотрим куда бы он её хотел поставить, советуем, где ее будет удобнее и безопаснее использовать, при необходимости согласуем место установки. Велостоянка – это элемент благоустройства территории, которым организации должны заниматься. Согласуем цвет. Дальше изготавливаем на заводском оборудовании, окрашиваем в печи порошком и устанавливаем.

Устанавливаются паркинги либо бетонированием (аккуратно алмазом бурим два отверстия и их бетонируем не разрушая, плитку, асфальт либо прочие покрытия) или по просьбе заказчика просто прикручиваются. Но первый вариант, конечно, надёжнее и безопаснее.

Если велостоянка прикручена, то ей можно пользоваться сразу, если бетонируется, то через пару дней она уже будет готова к эксплуатации. Будет своим видом мотивировать людей на использование велосипеда для поездок по городу.

О велопарадах и взаимодействии с администрацией города

– Мы проводим различные велосипедные мероприятия, цель которых – показать людям все преимущества этого вида транспорта. Один из таких мероприятий – волгоградский велопарад.

В 2016 мы провели два больших велопарада, и я очень рад и благодарен администрации города за то, что мы наконец нашли взаимопонимание и начали вместе заниматься общим делом.

К примеру, на велопараде в день города было более 700 участников, в том числе и глава города, заместитель главы и другие руководители администрации города и депутаты, причем все приезжают на парад по собственному желанию без обязаловки, как часто у нас бывает.

О велосипедной инфраструктуре в Волгограде

– В Волгограде нет велосипедных дорожек. Если не считать ту, недоделанную, на набережной. По сути, там создали конфликтную ситуацию между пешеходами и велосипедистами. К тому же, ее трудно назвать транспортной инфраструктурой. Насколько я знаю, сейчас делают проект благоустройства проспекта Ленина с обязательной велосипедной инфраструктурой. Но на мой взгляд, будет то же самое, что и с парковой дорожкой на Набережной.

У нас сейчас есть комплексный проект развития велотранспортной инфраструктуры, и мы его пытаемся реализовать. Но что из этого выйдет, покажет время. Сейчас могу только сказать, что всё, что было обещано администрацией города на заседаниях рабочей группы по развитию велоинфраструктуры, не выполняется. А обещали при всех реконструкциях и ремонте дорог делать велодороги и велополосы. Но за три года так ничего мы не увидели.

Здесь никакого секрета нет – будет велотранспортная инфраструктура, люди будут ездить на велосипеде. Для города более простого, удобного и дешевого транспорта еще не придумали, и поэтому его популярность будет только расти с каждым годом.