Хирург Бизнеса

9 June 2017

Так и хотелось надавать по щекам с криками – «Пациент, очнитесь!».

“Пациент” упирался и продолжал, как заведенный тараторить:

— Сейчас заказ придет, сейчас продажи изменим, стратегию поменяем, затраты сократим. Тут откроем, там закроем. Мы хотим процветать…

Я выдохнул, посмотрел на “иконостас” на своем шкафу. Подарки: серебряная икона, рядом памятный знак ФСБ, РосКосмос, NASA, картина, куча всего другого. Вот она цинично-духовная философия… Как в Мире, так и у меня на шкафу. Хаос порядка.

“Господи, что же ты мне такую разнарядку-то дал? За что?! Решать чужие проблемы!”

…Пациенту, а вернее его бизнесу требовалась ампутация. Жесткая и безоговорочная. Гангрена уже сожрала все, что можно было сожрать. Дальше… Что дальше, и так понятно.

И вот, я смотрю на него, на коммерса, и мне его не жаль. Я не могу допустить жалость. Я хирург. Мне необходимо определить, где резать, и дать скальпель самому “пациенту”.

Ампутация бизнеса – это “резать по живому”. Собственник упирается руками ногами. Он сросся с этим. Он тонет со своим кораблем.

Моя задача разделить этих “сиамских близнецов”. Оглушить реальностью и вывести из транса.

… Жестоко-ироничная рассказка “Одураченные дураками”, вполне ожидаемо вызвала противоречивые мнения. Все, абсолютно все предприниматели и действующие, посмеялись и согласились на 100%. Были, правда замечания – “может не надо было дураками называть?”. Отвечу как в фильме – ” надо Федя, надо…”.

Другие, те, кто узнал себя, тихо затаили обиду. Флаг им в руки и барабан.

А вот сейчас я вам дам один из последних кейсов и сами решите, жесток я или бесконечно добр.

… Долго названивали в офис, и уговаривали секретаря, уговорить меня провести личную встречу, коуч-сессию.

Я это делаю крайне редко. Время очень плотно занято. Есть и другие причины. И даже повышение цены до тысячи евро за сессию не уменьшило количество желающих. Тут меня взяли, что называется “измором”.

Если честно, то я почему-то именно в этом случае решил согласиться. И в эту пятницу сразу после эфира на Маяке ко мне приехала пара коммерсантов. Приятные люди, были около года назад на одном из моих очных мероприятий, потом пропали. Действительно, очень мне симпатичны.

Любые очные индивидуальные встречи первые минут десять, двадцать – это разговор “ни о чем”. Клиент, что называется “бегает”, не знает с чего начать. И они пытались нести глупые книжные банальности, что они хотят, несмотря ни на что, процветать, и готовы идти к своему успеху, и главное держаться, бла-бла-бла.

Я противный и очень не правильный коуч, если вообще этот термин ко мне применим. Я эксперт психологии бизнеса и коммерсант, но, даже оплатив мое время, не заставишь долго слушать чушь. Достаточно резко оборвав высокий слог об успехе, я попросил перейти к делу. И вот тут…

… И вот тут шаг за шагом, цифра за цифрой начинаешь осознавать глубину трагедии. Это слово я применил сознательно. Это трагедия… Им еще не пятьдесят, но уже сильно за сорок. Три года не были в отпуске (господа наемники, еще хочется в бизнес?!), живут на доход сопоставимый с доходом “подпланктонного планктона”, короче выживают.

И главное, пытаются спасти бизнес, умереть, но не сдаться. Ну, и конечно верят в чудеса и светлое будущее. Только настоящее все мрачнее и мрачнее.

В бизнес консалтинге я всегда сталкиваюсь с одним и тем же. Находишь черную дыру, о которой собственник знает, но не говорит, и спрашиваешь – “А это что? Почему сразу не сказали, не показали?!”. И ответ один и тот же – “Как сразу скажешь…”.

И суть не в том, что боятся раскрывать свои тайны, все равно я их вычислю, действительно не могут, психологически не могут принять и озвучить проблему. Именно проблему, так как решение, дай Бог, помогу им найти я. Они не могут. Закрылись. Спрятались. Избегание. В “домике”.

В данном случае все было не очень плохо, а ужасно. Если на первых порах я, вытаскивая кусачками один кусок информации за другим, искал варианты “медикаментозного” решения. То с открытием все новых и новых обстоятельств дела, я понимал – ампутация, жесткая и быстрая.

Детали я, естественно, раскрывать не буду. Вся информация строго конфиденциальна. Чуть-чуть дам суть вопроса.

Все у них было хорошо. В бизнесе не первый год. Можно сказать процветали. И доходы ежемесячные приличные, и запасы, и время на отдых. Решили расшириться. К торговле добавить производство.

Дело хорошее. Да вот посчитали все как-то так, “на глаз”. И, как обычно, нашелся тот самый, (он сейчас признается одним из источников бед), кто подбил на этот бизнес.

Бизнес-план по схеме “пацаны сказали дело верное”, проходил, не всегда, но проходил в девяностых. Сейчас никак. Тут еще на беду кризис случился.

И вот, слушая все вот эти изливания души, я тихонько уточняю цифры, обороты, затраты, норму прибыли и т. д. И выясняется, что кризис не кризис, а это была утопия изначально. Просто когда продажи были высокие (продукция разных поставщиков), то и свое производство на этом фоне вроде как не сильно было убыточным, считалось, что развивается, а вот когда стали продавать только свое, то оказалось, что убытки нарастают каждый день.

Дальше все как по нотам. Кредиты, займы, проедание оборотки. Задолженности и перед поставщиками, и перед заказчиками.

Эффект казино” — вложить еще, чтобы отыграться. И дыра нарастает в геометрической прогрессии. Даже пытаясь обмануть самих себя, “ведь как скажешь?”, под два десятка миллионов дыру мы насчитали. При том, что при самой хорошей погоде и в базарный день этот бизнес нес бы тысяч пятьсот в месяц. Т.е. “дыра” была больше, чем чистая прибыль за четыре года. Очень хороших и удачных года. И опять же, все уходило бы только на покрытие дырки. Это при условии “если бы…”.

Сейчас все не так. Сильно не так. Ежемесячный убыток под миллион. Это плюс к тому, что уже есть. Дальше еще проценты, штрафы, пени, и т. д. Все нарастает, как снежный ком…

Согласитесь, в этой ситуации слушать про успех и процветание смешно и грустно. Говорить про это близко к безумию. Короче, мы начали выбирать между плохим, очень плохим и отвратительным. Все описывать не стану.

Ситуация там не простая и крайне сложная. И возгласы “и как мы смогли…, ах надо было еще год назад…, а вот если бы мы не послушались того…, а вот я тебе говорила, пойдем к Сергею еще полгода назад…” сейчас не имели никакого смысла.

Я жестко сказал – “Прошлого нет. Точка. Есть то, что есть – и отталкиваться только от этого”.

Им будет сложно, очень сложно. Без судов, арбитражных, административных, гражданских, а возможно и уголовных дел им не обойтись. Судебные приставы, ограничения на выезд и подписки о невыезде, арест имущества – это почти гарантировано.

И главное, времени у них уже нет. Совсем нет. Пути решения, тактики и стратегии мы накидали. Что с кем и как решать. Без иллюзий включаться в череду ежедневных задач. Новых и неприятных.

Для меня такие ситуации не в диковинку. Не по книжкам проходили. Тут одно слово ключевое – проходили. И становились и богаче, и успешнее, и сильнее. Иллюзии рассеивались, как утренний туман. Как пройдут эту ситуацию эти конкретные коммерсанты, если честно, не знаю. Все очень запущено. Надеюсь, пройдут.

Да, еще один момент, когда мне напоследок сказали, – “а вот я читала книжку, про “Уолл Март”, так там основатель тоже был в сложной ситуации, а потом выпустил акции и…“.

Дальше я слушать не стал. “Какой на хрен “Уолл Март“! Вы тут при чем? У вас долгов под завязку, убытки ежедневные, аренду завтра платить нечем, суды, кредиторы, и никаких вариантов эту ситуацию исправить. Какие книжки?! Очнитесь!

Пациент очнулся…

Рассказка получилась немаленькая. Таких историй на книжку. Сказать, что эти ситуации мотивируют на создание бизнеса? Конечно, нет. Но мне они гораздо интересней, чем истории “невероятного успеха”.