Статуя Свободы как краудфандинговый оффлайн проект.

16 October 2018

Краудфандинг – это сбор средств на проект посредством краудфандинговых платформ в Интернете. До XXI века самого термина не было и в природе, но сам процесс сбора согласно поговорке: «С миру по нитке – голому рубаха» был и остаётся популярным в благотворительности и науке.

Самый наглядный случай применения краудфандинга в истории – это строительство Статуи Свободы, на постановку которой были собраны средства простыми французскими и американскими гражданами. Тогда во Франции деньги на ёё сооружение собирались традиционными для того времени способами - благотворительными мероприятиями и лотереей, которая проводилась в Париже. Французы тогда охотно участвовали в лотереях, а от участия в ней для такого масштабного проекта тем более не отказались.

Затраты на статую росли с каждым днём и тогда её архитектор Огюст Бартольди придумал новый способ заинтересовать граждан и начал изготовлять мини-версии статуи с нанесенным на них именем покупателя – это позволило собрать уже нужную сумму, которой хватило для постройки статуи, но на подготовку площадки нужны были дополнительные деньги.

Бартольди поехал презентовать свою идею в Америке. Прошел много порогов, но быстро отчаялся, когда началась война с прессой и тогда задумался о постановке статуи в Филадельфии или Бостоне. Узнав об этом нью-йоркцы стали активнее продвигать идею посредством сарафанного радио и надеялись на поддержку с Уолл-стрит. Своей активностью они собрали чуть больше половины необходимой суммы, но ответа от американских миллионеров всё не поступал.

Финальным толчком для активизации процесса сбора была заметка Йозефа Пулитцера в газете The World: «Нам необходимо собрать деньги! The World – это общественная газета и я обращаюсь к той общественности, которая её читает. 250 000$ на саму статую были собраны обычными французскими гражданами – рабочими, продавцами, официантами и т.д. Давайте брать с них пример! Это же не подарок от французских миллионеров американским миллионерам – это подарок от всех граждан Франции всем гражданам Америки.

После данной заметки сбор средств пошел намного быстрее и вскоре необходимая сумма была собрана. Все имена тех, кто вложил средства в пьедестал, были напечатаны в газете The World. Таким образом Пулитцер показал, что сопричастность может быть не только материальная, когда вкладчик получает что-то взамен, но и духовная в виде статуса вкладчика, о которой все узнали благодаря общественной газете.

Сегодня краудфандинг получил больший охват, благодаря Интернету и теперь авторы проектов могут не только распространять идею среди своих знакомых или в масштабах города или страны, а коммуницировать с потенциальными вкладчиками по всему миру.