Аграрных дел мастера

Сельскохозяйственные колледжи выполняют план президента РФ по подготовке кадров

Сельскохозяйственные колледжи и техникумы отмечают постепенное возрождение интереса к сельским профессиям у молодежи. Однако говорить о том, что село в ближайшие год-два будет обеспечено рабочими руками, пока рано, считают в учебных заведениях. Молодежь необходимо не только учить специальности, но и показывать привлекательность крестьянского труда и грамотно организовать трудоустройство. Аналитический центр «ЕвроМедиа» собрал средние учебные заведения, где эта работа ведется наиболее эффективно и комплексно.


Кто селу нужен


Колледжи и училища сельскохозяйственной специализации в последние годы отмечают хоть и скромную, но положительную динамику увеличения числа абитуриентов. Это говорит о возрождении интереса к сельским профессиям, которые сегодня в большом дефиците. Привлечению молодежи способствует открытие новых направлений обучения и расширение уже имеющихся, часто с упором на конкретного работодателя. «Практически ежегодно техникум вместе с филиалами стабильно выполняет контрольные цифры приема в техникум. Эта цифра на протяжении многих лет составляет более 200 человек, — ​подтверждает директор Орловского техникума агробизнеса и сервиса Константин Домогатский. — ​Мы стараемся расширять и совершенствовать программы обучения. Так, например, в рамках специальности «технология продукции общественного питания» создали и практически внедрили совместно с заинтересованным работодателем вариативный курс по профессии «составитель фарша». Не осталась без внимания и специальность «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — ​создали междисциплинарный курс «эксплуатация и обслуживание навигационно-телематических систем для наземного транспорта». Готовим необходимую базу для аккредитации нового направления подготовки «защита в чрезвычайных ситуациях».
Растущий интерес к сельским профессиям отмечают и в Каменск-Уральском агропромышленном техникуме. Сергей Некрасов, директор техникума, рассказал, что реализуемые основные профессиональные образовательные программы ежегодно корректируются в соответствии с вступающими в действие профессиональными стандартами и предложениями ведущих работодателей. «Техникум работает над развитием наиболее востребованных специальностей для привлечения абитуриентов. Так, в августе 2017 г. учреждение успешно прошло процедуру лицензирования подготовки по специальности «техническая эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», входящей в список топ‑50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных специальностей», — ​сообщил он.

Учиться современно


Для успешного обучения молодых специалистов необходима развитая материально-техническая база с использованием техники и современного оборудования. Это позволяет получать студентам практические навыки, демонстрировать их в различных конкурсах профессионального мастерства, а при завершении обучения применять в своей профессиональной деятельности. «В нашем колледже проведено обновление материально-технической базы по специальности «ветеринария», оснащены современным оборудованием учебная ветеринарная клиника, лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, — ​рассказывает директор Коломенского аграрного колледжа Аркадий Маринин. — ​В 2017 году колледж стал центром проведения демонстрационного экзамена по компетенции «ветеринария», который проводился первые в России и позволил студентам выпускных групп Московского региона показать свою профессиональную компетентность как специалистов. По четырем новым направлениям подготовки проведено оснащение материально-технической базы современным оборудованием».
Однако обновление материально-технической базы под силу не каждому учебному заведению. Часто ссузы вынуждены ждать спонсорской помощи от предприятий, специалистов для которых они готовят. «На серьезное обновление машинно-тракторного парка у нас нет средств, — ​делится Константин Домогатский. — ​Наши встречи с заинтересованными работодателями остаются пока на уровне разговоров и обещаний. Признавая острую необходимость модернизации материально-технической базы, работодатели никаких практических шагов в этом направлении не делают, но при этом просят высококвалифицированных специалистов».

Путевка в жизнь


Множество учебных заведений каждый год сталкиваются и с проблемой организации производственной практики студентов и стажировки педагогов, расширения возможностей трудоустройства выпускников и реализации практико-ориентированного образования. Для решения этих задач, уверены в ссузах, необходим комплексный подход как со стороны Правительства РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, так и администраций муниципальных образований, предприятий-работодателей.
«В Республике Коми велика потребность в специалистах сельского хозяйства, в техникуме обучается до 70% сельской молодежи из районов, и задача содействия в занятости студентов и трудоустройстве выпускников техникума на селе является приоритетной, — ​утверждает директор Коми республиканского промышленного техникума Светлана Савинова. — ​Мы привлекаем работодателей к активному участию в учебно-воспитательном процессе и к независимой оценке качества подготовки специалистов, организовываем производственную практику на предприятиях АПК и других отраслей республики, реализуем совместную внеучебную деятельность студентов и социальных партнеров.
Важно заинтересовать студентов: начальники районных отделов сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми на встречах знакомят выпускников с тем, как обстоят дела в сельском хозяйстве района, какие существуют программы поддержки молодых специалистов, пожелавших вернуться работать в сельскую местность».
В Хорском агропромышленном техникуме также заботятся о трудоустройстве своих учеников. Как рассказывает директор техникума Лариса Куркина, в рамках прохождения производственной практики студентам открыты двери семи самых крупных сельскохозяйственных предприятий Хабаровского края и более 50 мелких и средних предприятий. «По окончании учебного заведения мы не оставляем наших студентов на произвол судьбы, — ​говорит она. — ​В течение двух лет после выпуска отслеживаем трудоустройство бывших учеников. У нас функционирует служба по содействию трудоустройству, техникум располагает базой вакансий для выпускников».