Чайная пауза № 5

28.09.2017

При подготовке своих текстов я использую голосовой набор в Андроиде. Хорошая штучка, с ее помощью можно выдавать на гора контента, но потом требуется долгая и нудная правка. Глуховат бывает Андроид. Падежов не знает, путается в «тся» и «ться», словарный запас недостаточен... Сегодня во время очередной чайной паузы стал я надиктовывать свои глубокие мысли, дошел до слов  «начальнический пиджак», глянул в экран, а там — «начальничек скинь пиджак». Прямо как в «Место встречи изменить нельзя»: «Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок! А то вам не с руки играть-то будет». Ну, пиджак я скинул, конечно, хоть и не совсем «начальничек». Почувствовал себя человеком. И всё же через пару минут замерз. Чай, не отопление включили нам, а периодическое протапливание.

А речь, собственно, шла о сотрудниках, которые мысленно примеривают на себя начальнический пиджак... Несвоевременно зазвонивщий телефон отвлек от чая, а дальше мысль потерялась.

* * *

Не в первый раз уже замечаю, что есть масса тем и отдельных вопросов, которые принципиально нужно объяснять на доске, а не с помощью слайдов презентации. Пример — то же преобразование Уолша-Адамара. Когда объясняешь всё с помощью готовой презентации, выходит очередной слайд, на котором всё заранее написано, нарисовано и посчитано — он на мгновение вообще вгоняет в ступор и преподавателя, и студента. Преподавателя — потому что написано сразу всё, и хотя к занятию ты честно готовился, в этот момент все равно думаешь: «Ёлки, с чего ж тут лучше начать?» А студенческий мозг банально сворачивается в трубку, ибо воспринимать всё это вот так сразу он морально не готов.

Можно, конечно, проявлять содержимое слайда постепенно, по щелчку мыши. Но анимационные эффекты должны делаться заранее, а это очень и очень долго. Слишком долго для чисто косметической работы, имеющей слабое отношение к предмету дисциплины. Когда же выполняешь все расчёты на доске, то и сам хорошо воспроизводишь мысли, и студенты постепенно, шаг за шагом следуют за ней. В результате сами не замечают, как усваивают материал. Сказанное касается не только конкретно моей темы, но и криптографии вообще. А также математики, физики, да мало ли чего еще. Не стоит напрочь отказываться от традиционных образовательных технологий в угоду научно-техническому прогрессу

* * *

А что там сказал товарищ Греф по поводу необходимости реформирования системы образования? От Васильевой человечество недавно услышало, что программа уничтожения вузов в стране окончательно свернута. Но вот слово «реформа» пугает. По опыту...