10 правил мозгового штурма. Первая лекция из курса «iD-мышление. Этап: Творец»

17.05.2018

Два года назад друг пожаловался на сложности в бизнесе, в продажах коттеджей вблизи города П***. Конкуренция с сильными игроками, снижение покупательной способности и общая экономическая ситуация рисовала мрачные перспективы. Я предложил провести мозговой штурм с его ключевыми сотрудниками в уютном пивбаре .

Через два дня я сидел за столом с тетрадкой и ручкой, а вместе со мной два продавца, юрист, финансовый директор и маркетолог. Друг, директор и владелец компании нас представил, оставил свою золотую банковскую карту на растерзание и ушел. Об этом мы условились заранее. Присутствие начальства мешает подчиненным входить в творческое состояние. Я рассказал новым знакомым пару веселых историй. Мы выпили по кружке пива и приступили к придумыванию идей методом мозгового штурма.

Что такое «мозговой штурм» и история его появления

Мозговой штурм — один из самых известных способов поиска идей в мире. Метод применяют: сценаристы, рекламщики, политологи, брокеры, аналитики. Не удивлюсь, узнав, что дяди в погонах перед каждым оппозиционным митингом или выборами «штурмуют» в кабинетах с портретами Дзержинского.

Сценаристы студии Pixar придумали «Корпорацию монстров», «Валли» и «В поисках Немо» за время одного мозгового штурма.

Автор метода — Алекс Осборн, американский бизнесмен. Он выяснил, что поиску идеи мешает наша привычка к «накатанному» пути и сидящая глубоко в подсознании каждого боязнь критики. Поэтому он развел поиск пути на две части: творческую, где в свободной обстановке выдвигаются пусть даже самые «безумные» идеи. и критическую, где решения осмысливаются.

В мозговом штурме две части: творческая и критическая

Как часто бывает, толчком к гениальному открытию послужил случай. Алекс Осборн во время Второй мировой войны был капитаном судна, перевозившего грузы в Европу. Суда были плохо вооружены и нередко становились добычей немецких подводных лодок.

Решив снять напряжение команды, Осборн предложил морякам поиграть в «брейнсторминг». Моряки предлагали идеи по теме: Как спастись от торпеды их плохо вооруженному кораблю. Принимались любые, даже самые «безумные» предложения.

Во время игры родилась шутливая версия: когда вражеская субмарина выпустит торпеду, надо всей командой встать с атакуемой стороны и подуть. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем рейсе мощный вентилятор изменил потоком воды курс торпеды, и она прошла за кормой. Корабль был спасен благодаря идее из мозгового штурма.

Правила проведения мозгового штурма

Мозговой штурм при всей своей расслабленности и требовании отсутствия критики имеет вполне четкие правила. Ошибки при проведении приводят к разочарованию в этом мощном методе поиска решений. Только при соблюдении этих несложных правил можно получить качественный результат.

Первое и главное правило: никакой критики

- Критика других участников.

Запрещена мимика, фырканье, закатывание вверх глаз, фразочки: «что за бред?», «а как мы это сделаем?», «у нас нет на это бюджета», «ты еще инопланетян добавь» и другие, прямо или косвенно затрагивающие рассуждения участников мозгового штурма.

- Критика по отношению к себе.

Стеснение, боязнь упасть в глазах коллег и знакомых приводит к пустому разговору, мало напоминающему мозговой штурм. Запомните: будете стесняться сами — будут стесняться другие. Негатив заразительней, позитива.

Второе правило: перед мозговым штурмом нужна разминка

Когда я первый раз участвовал в соревнованиях по триатлону, то удивился, что опытные спортсмены бегают по два-три километра до начала старта. Мне казалось, что так как нам предстоит плыть, бежать и ехать на велосипеде, то не стоит расходовать свои силы. Я думал: нужно беречь энергию. Два дня самыми активными моими физическими упражнениями были «потягушечки» на кровати.

Участие в триатлоне было — авантюрным спонтанным порывом. За два дня до старта позвонил друг и предложил мне проверить силы и моральную выдержку. Я тогда о многом не догадывался. Знал бы — отказался. После пускания пузырей в мутном озере, слетевшей велосипедной цепи и бега в стиле девяностолетней старушки, до финишной черты я дополз пятидесятым. Из пятидесяти двух, дошедших до финиша.

После этого я стал заниматься бегом регулярно. Теперь перед каждой длинной дистанцией делаю пробежку от двух до шести километров. Мышцы и мозг каким-то чудесным образом запоминают, подготавливаются, и я пробегаю полумарафон без требований к окружающим: «Пристрелите меня, я больше не сдвинусь с места».

В 1997-м году наша команда КВН (Ростов-на-Дону) успешно играла против команд «Утомленные солнцем» (Сочи) и «Уездный город» (Магнитогорск) в чемпионате Первой лиги КВН (г. Воронеж). Сложно было справляться с харизмой Миши Галустяна и Сергея Писаренко, но на середине чемпионата мы занимали выше места, чем эти две, впоследствии чемпионские, команды. Правда, потом мы проиграли в финале, но это уже нюансы. Все же наши шутки побеждали несколько этапов. Придумывали мы их методом мозгового штурма. Перед каждым МШ разминались: задавали дурацкие вопросы и старались ответить не менее глупо.

Третье правило: участие экспертов

Результаты мозгового штурма будут малозначительны для практики, если в команде придумывателей идей не будет экспертов. Во время творческих посиделок эксперт может вытащить из своего подсознания решение проблемы.

История великих открытий доказывает: лучшие идеи приходят к людям давно занимающихся данным вопросом. Увидев во сне таблицу, Менделеев не понял бы, как расположить химические элементы. Джоан Роулинг не создала бы серию книг о Гарри Поттере, не будь у нее степени бакалавра по французскому и классической филологии. А еще Роулинг до написания зачитывалась романами Толкиена, а не была «обычной домохозяйкой, которой подвернулась удача».

Четвертое правило: экспертов разбавить новичками

«Умники», собравшись, будут умничать. Для мозгового штурма нужен хотя бы один наивный человек, который не разбирается в вопросе.

В истории, с которой началась статья, я был новичком. Торговлей недвижимостью и строительством коттеджей ранее не занимался. Эксперты, подхватив мое настроение, стали рассматривать свою работу с точки зрения ребенка. Пытаясь объяснить и ответить на наивные вопросы, они поймали кураж и доводили идеи до абсурда. Словесный поток был такой мощности, что несколько раз официанты просили нас разговаривать тише.

Через несколько дней мы снова встретились. Друг вызвал в кабинет экспертную группу и я показал записи. Я успел разложить идеи на тезисы, нашел обоснования, посчитал необходимые ресурсы и оформил графически. Эксперты были удивлены, что все эти идеи мы придумали.

Через несколько недель компания провела успешную рекламную акцию. В рекламе, могу поделиться, шло сравнение покупки недвижимости (долговременной ценности) со спонтанными желаниями и развлечениями. С одной стороны: загородная природа, сосны, детский смех, красивая собака, а в противоположности: кратковременная радость и разочарование от проигрыша на рулетке в казино Монте-Карло, от толпы туристов в Антарктиде, от жестокости африканского сафари. Стоимость недельного тура сравнили с суммой ипотеки за полгода.

Также компания использовала одну маленькую уловку, которую можно осудить с точки зрения этики. Поэтому я, сохраняя анонимность участников, могу рассказать только самую суть.

Карманное ООО, юридически не связанное с учредителями, подало иск в арбитражный суд. Суть иска: «демпинг в области недвижимости». Иск не был принят к рассмотрению, но деловые бюллетени опубликовали эту новость на первых полосах (не бесплатно). Компания преодолела возражения клиентов: «на коттеджи высокая цена» и «можно найти дешевле» . «Предложение может скоро закончится,» — думали клиенты и доставали сбережения для покупки загородного дома. Компания друга была спасена, а идеи для ее спасения были выдуманы в ходе одного мозгового штурма.

Пятое правило мозгового штурма: «А что еще?»

Правило «А что еще?» — важное правило для всех методов поиска нестандартных решений. Это относится как к коллективным, так и к индивидуальным технологиям нахождения новых идей. О методах для одиночек расскажу в следующих лекциях, они не менее замечательные, чем знаменитый мозговой штурм.

Первые идеи — самые очевидные. К примеру: придумайте шестьдесят способов использования сковородки.

Придумайте шестьдесят способов использования сковородки

Придумали? Сковородка-зонт, сковородка-сосуд для хранения продуктов, сковородка-оружие против пьяного мужа, — вот, что приходит в голову девяносто процентов людей. Потом начинаются видоизменения. В сковороде можно просверлить дырки и сделать дуршлаг, можно приделать колеса и, привязав веревочку, превратить в игрушку для ребенка. Следующим шагом будет мысленное увеличение или уменьшение сковороды: дом в виде сковородки, обручальное колечко, где вместо брильянта будет грязная сковородка (правдиво, но могут дарителя убить). Далее сковородка может поменять твердое на жидкое или газообразное состояние. Можно соединять известные предметы со сковородой.

Может быть что угодно. Однажды мы с менеджерами придумали двести вариантов канцелярской скрепки. Со второго десятка шли самые интересные, после сотни придумывать стало физически тяжело.

Запомните правило «А что еще?». Повторяйте его каждый раз, когда сознание начнет лениться и сообщит, что вы уже нашли самую лучшую идею и дальше рассуждения бессмыслены. Всякие проблемы в реальной жизни имеют несколько правильных решений. Это вам не алгебра и геометрия, со своими аксиомами и теоремами. Решения могут не подходить по тем или иным обстоятельствам, но решений точно существует больше одного.

Шестое правило: записать идеи и обработать

Тут комментировать особо нечего. Надо записать идеи и точка. Через день-два оценить и придумать, как их воплотить в жизнь. Хорошо, когда есть ведущий, который успевает записывать. Плохо, если он будет кричать: «Подождите, подождите, я за вами не успеваю» — так пойманное состояние творческого процесса может испариться. Оценивать можно индивидуально или группой экспертов. Как оценивать — расскажу на следующем этапе курса «iD-мышление».

Седьмое: не переводить мозговой штурм в совещание

Цель мозгового штурма —получить оригинальные идеи за счет стимулирования воображения. Если во время МШ вспомнились какие-то проблемы, то их необходимо оставить на потом.

Восьмое: сложную задачу разбить на простые

Если сформулировать задачу для поиска идей слишком общО, то кроме банальностей и абсурда вы не получите ничего. Вместо того чтобы задавать вопрос: «Как нам полететь на Марс?», стоит задавать более мелкие вопросы: «Как людям выжить в условиях невесомости долгие годы?» или «Какое ракетное топливо мы можем использовать для запуска корабля?».

Девятое: для МШ требуется коллектив

Мозговой штурм — это КОЛЛЕКТИВНЫЙ метод поиска решения. Тут как в теннисе: можно бить мячик о стену, но лучше, если будет партнер. Траекторию мяча, отраженного стеной, можно угадать, а подачи партнера станут неожиданностью.

Желательно участие в мозговом штурме от пяти человек. Трое дружат против одного, четверки разбиваются на пары. Слишком много людей — тоже плохо.

Есть теория о предельной эффективной управляемости. Кто-то из исследователей устанавливает предел на восьми, некоторые на двенадцати. К примеру: директор имеет восемь заместителей — такая связь управляема. У каждого из заместителей своя группа из восьми, у тех своя и так далее.

Для меня удобна группа в оффлайне - 5-9 человек (как в техасском холдеме), в оффлайне комфортно и двадцать человек (IT-технологии творят чудеса).

Десятое правило: нужен ведущий

Для качественного проведения мозгового штурма нужен ведущий, который знаком с технологией. Это поводырь, что с помощью вопросов и подсказок выведет слепых из тупика, если он случится, а случается он довольно часто. Ведущий должен стараться предугадывать реакции участников экспертной группы на совершающиеся события. В психологическом плане ведущий - это эмпат, человек, который может понять психическое состояние собеседника и поставить себя на его место. Если вы или ваш знакомый не может смотреть трансляцию операций из хирургических отделений больниц, смеется и улыбается вместе с героями кинофильмов, то он может подойти на временную должность ведущего мозгового штурма.

Заключение и маленькая уловка для проведения штурма

Статья началась историей, неплохо закончить ее такой же короткой байкой.

Глава одной японской парфюмерной компании попросил своих экспертов придумать идеи, которые позволят компании пережить трудные времена. Разочарованный их предложениями, он дал каждому изображение камчатского краба и приказал изучить его и придумать идеи, которые они могли бы применить в бизнесе.

Вот некоторые из этих ассоциаций и идей:

  • Краб может восстанавливать потерянные клешни. Мы должны создать резервные товарные линии на случай, если наша основная линия будет неудачной.
  • Краб может видеть на 360 градусов. Мы должны быть более осведомлены о рынке.
  • Краб передвигается медленно. Мы двигаемся слишком медленно. Мы не можем себе это позволить. Мы должны сократить штат, чтобы быстрее реагировать на изменения рынка.
  • Краб имеет характерные особенности. Мы должны разработать узнаваемую упаковку, которая позволит лучше отличить наши духи.
  • Краб — падальщик. Мы должны выделить средства на то, чтобы выяснить, какие мы можем найти другие варианты использования и рынки для наших товаров.

Вывод такой: если у вас не получается расслабить сознание и найти оригинальную идею, возьмите в помощь самую необычную вещь, которую сможете найти и, отталкиваясь от ее особенностей, создайте рекомендации для выхода из кризиса. Легче написать сочинение «Как я провел лето», чем на абсолютно свободную тему.

О методах придумывания идей для одиноких интровертов мы поговорим в следующий раз. Это была первая лекция из курса «iD-мышление: От идеи к делу», которая проходит в телеграм канале «Идея и дело» и Дзен-канале «Комбинаторика».

© Александр Шведов