Персональный радиобуй: что такое и для чего он нужен

22.06.2018

Крушение судна во время шторма или аварии – внештатная ситуация, которая требует полной мобилизации каждого человека, находящегося на судне. Экипаж должен действовать четко и быстро, а пассажиры – беспрекословно выполнять приказы капитана. Быстрая реакция, отсутствие паники и слаженность действий помогут спастись в такой трудной ситуации. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Персональный радиобуй станет надежным способом подстраховаться, если при крушении судна все пойдет не так гладко.

Персональный радиобуй: что такое

Персональный радиобуй (ПРБ), наряду с аварийным радиобуем (АРБ), является неотъемлемой частью спасательного снаряжения на любом судне. Главной целью обоих устройств является передача сигнала бедствия системе КОСПАС (Космическая Система Поиска Аварийных Судов).

ПРБ представляет собой небольшое портативное устройство, размером чуть меньше мобильного телефона, которое с легкостью помещается в карман. После активации оно способно работать не менее 24 часов, периодически посылая сигналы бедствия через спутник спасательным организациям. Как показывает практика, этого времени с лихвой хватает, чтобы запеленговать сигнал бедствия, определить местонахождение потерпевшего и отправить к нему спасательный отряд. Одним из главных преимуществ ПРБ является то, что он свободно используется не только в море, но и на суше.

ПРБ отличается от АРБ лишь тем, что он регистрируется на человека, а второй – на судно.

КОСПАС: как это работает

Активированный радиобуй посылает сигналы бедствия системе КОСПАС, которая представляет собой совокупность спутников, движущихся по геостационарным низким и средним орбитам. Их функция заключается не только в улавливании и передаче сигнала бедствия, но также ориентировании спасательного отряда “на местности”. Данная система существенно ускоряет процесс получения SOS-сообщений службами поиска и спасения, а также снижает время нахождения потерпевшего. Благодаря постоянному усовершенствованию технологий и выводу новых, более совершенных спутников, КОСПАС может засечь сигнал от ПРБ в любой точке земного шара. Система космических спутников дополняется наземными станциями, которые также принимают сигналы бедствия, передавая их спасательным организациям.

ПРБ: как это работает

Персональный радиобуй представляет собой радиопередатчик, который работает на частоте 406 МГц, совмещенный с GPS-приемником. Нажатие кнопки активирует устройство и запускает передачу SOS-сообщения на спутник. Далее сигнал получают спасательные станции и главный координирующий центр страны, в которой был зарегистрирован данный ПРБ.

Спасательные технологии не стоят на месте. Первые модели ПРБ не были оснащены датчиками GPS, поэтому обработка сигнала и поиск местоположения потерпевшего занимало гораздо больше времени. Современные модели поголовно снабжены этим датчиком, а также автоматической активацией при длительном контакте с водой.

Прежде, чем сделать ПРБ частью спасательной оснастки, его необходимо протестировать и проверить его рабочее состояние. Для этого существует специальный тестовый режим, который активирует устройство, не посылая при этом сигнал на спутники. Срок службы неактивированного ПРБ составляет около 5 лет.

Очень часто при использовании ПРБ возникает ситуация ошибочного включения, особенно если устройство автоматически активируется при контакте с водой. Если это произошло, необходимо как можно скорее связаться с любым центром координирования и доложить об ошибке. Телефоны можно найти на официальном сайте КОСПАС.

Правила регистрации ПРБ

Купленное устройство, даже активированное, не спасет вас, если вы его не зарегистрировали. Вся информация, которую вы предоставили, хранится в базе спасателей. Также устройству присваивают код, который передается вместе с сигналом в случае крушения судна и активации ПРБ. Регистрацию можно совершать как обычным способом, так и путем онлайн-заявлений и писем.  Регистрация является бесплатной.

А как же деньги?

Для функционирования спасательных центров, обслуживания техники, снаряжения команды спасателей и т.д. необходимы деньги. Откуда их взять, кому платить? В РФ подобные расходы покрываются за счет бюджетных средств. За рубежом используется страховка, в некоторых – бюджет и страховка пополам.

Если вы регистрируете ПРБ за рубежом, то внимательно читайте договор, который вы будете заключать во время регистрации устройства и соответствующей страховки. В этих документах оговорено множество правил, за несоблюдение которых расходы по спасению будут записаны на счет потерпевшего. Но не переживайте: даже если какие-то правила были вами не соблюдены, первичным в этой ситуации является спасение человека. Все юридические тонкости будут разбираться после вашего спасения.

Вывод: персональный буй необходимо приобрести, если вы отправляетесь в длительное морское путешествие. Если на судне не имеется подобных устройств, то позаботьтесь о себе заранее. При оформлении страховки внимательно читайте договор. Самым эффективным устройством является ПРБ, оснащенный GPS-датчиком. ГЛОНАСС покрывает земную поверхность полностью, сигнал будет зафиксирован и передан спасателям в кратчайшие сроки.

Следите за нами на нашем сайте, подписывайтесь на обновления в "Вконтакте" и "Instagram"