Реновация: сколько стоят лайки

Эксперты оценивают затраты на программу сноса пятиэтажек в Москве в 3,5 трлн рублей. Часть этих денег уже потрачена: перед тем, как приступить к сносу пятиэтажек, жителей нужно убедить в пользе реновации. Игрушечные шоу-румы и визажист для чиновника – Софья Савина выясняла, сколько стоит подавление народных волнений.

Ловцы недовольных

Программу реновации поддержали не все жители столицы. В группе движения «Москвичи против сноса» в соцсети Facebook – 26,7 тыс. подписчиков. От 20 до 50 тыс. участников, по разным оценкам, вышли на майский митинг против реновации в Москве.

Программу переселения власти начали с «реновации мнений». Чтобы снизить градус недовольства, наняли живых ботов. Они убеждают москвичей в пользе программы с помощью позитивных комментариев в социальных сетях. Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы покупает рекламные публикации о реновации и у известных блогеров. Посты «в интересах Мэрии Москвы» на днях заказали Илье Варламову.

Мэрия вложилась солидно: 20 млн рублей потратит комитет по архитектуре и градостроительству на «информационно-аналитическое и консультативное сопровождение» своей деятельности. Соответствующая заявка опубликована на сайте госзакупок.

Согласно документации, чиновники хотят «популяризовать решения Правительства Москвы». Для этого нужно освещать их работу в печатных СМИ, соцсетях и блогах до конца 2017 года.

Еще одна услуга – исследование восприятия реновации. Поставщик должен выявить «ожидания и опасения населения», связанные с программой.

Вторая услуга – это мониторинг СМИ и социальных сетей от «Одноклассников» до Instagram. Поставщик получит деньги за то, что будет отслеживать «негативные высказывания» о Москомархитектуре.

Также в 20 млн рублей входит оплата «стилиста, визажиста, имиджмэйкера» для фотосессии: председатель и руководитель Москомархитектуры и главный архитектор Москвы хотят сделать себе портфолио.

Собянинский шоу-рум

Убеждают москвичей в пользе программы реновации не только в интернете. Чтобы недовольные москвичи поскорее захотели переехать, на ВДНХ возвели макет дома с собянинскими квартирами. Сооружение показали публике 6 июля в рамках Московского урбанистического форума.

Сооружение назвали «шоу-румом». Вот образцы новых квартир: однокомнатная, два варианта двухкомнатных и трехкомнатная. Вокруг – двор: газоны, парковочные места, фонари, детские площадки.

Макеты нового жилья, по информации организаторов, увидели в живую 30 тыс. москвичей. Посетители могли зайти в квартиру, пощупать отделку, проверить сантехнику, окна и двери. В попытках воссоздать домашний уют, на стены «шоу-румов» повесили картины, на подоконники поставили комнатные цветы.

Правда, как будут выглядеть районы города после реновации на самом деле пока неизвестно даже Стройкомплексу Москвы: итоги конкурса по разработке концепций экспериментальных площадок подведут только осенью. При этом, за подготовку программы реновации департамент градостроительной политики Москвы уже отдал 49,9 млн рублей. Конкурс выиграло ООО Научно-проектный центр «Развитие города».

Власти города планируют возвести шоу-румы в каждом районе города, которого коснется реновация. Согласно данным на сайте мэра Москвы, за снос проголосовали в 91 районе Москвы. Получается, что в ближайшее время в столице возведут столько же «игрушечных» домов в натуральную величину – только бы успокоить москвичей.

В какую сумму обойдутся бюджету выставочные дома? Подсчитать сложно: ответственные за программу реновации органы не публиковали заявку на строительство шоу-рума на сайте госзакупок.

Организаторы выставки заверяют, что в макете демонстрируются настоящие материалы, которыми будут отделаны будущие квартиры жителей хрущевок. Это не дешевые товары: флизелиновые обои, ламинат, пластиковые окна, плитка в ванной комнате, мебель и предметы интерьера. Возвести подобные четырехквартирные дома-макеты в каждом «реновационном» районе Москвы равнозначно бюджету ремонта квартир 300 российских семей.

Выставки современного строительства

3 июля на ВДНХ началось строительство выставочного центра градостроительного развития Москвы. Позже туда перенесут тот самый шоу-рум с Московского урбанистического форума.

Павильон откроется в сентябре. Оформление зоны для проведения выставки обойдется бюджету города в 36,5 млн рублей. Строительство выставочного центра стоит 128,2 млн рублей.

Выставки «достижений» обычно обходятся столичному бюджету в «копеечку»: департамент градостроительной политики Москвы потратил в этом году 16 млн рублей только на организационное и техническое обеспечение своего участия в Московском урбанистическом форуме. Еще 16,9 млн рублей стоило изготовление интерактивной карты Москвы для выставки.

Участие комитета по архитектуре и градостроительству Москвы в фестивале «Золотое сечение 2017» обошлось бюджету в 2,9 млн рублей. А организация стенда Москомархитектуры на международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» стоила 7,4 млн рублей.