КАК ЭТО ПОНИМАТЬ? "Крик" Эдвард Мунк

19.10.2017

МУНК Крик (1893) / Национальная галерея, Осло
МУНК Крик (1893) / Национальная галерея, Осло

Если это и не самая-самая-самая знаменитая картина в мире, то уж точно самая растиражированная. У неё миллионы копий, «фото-жаб», реплик, пародий, мэмов. Это уже не картина, а клише! Хочешь показать «вселенский ужас»? Вставляй картину Мунка. Нужен какой-нибудь забавный принт на футболку? Пожалуйста, этот, то ли скелет, то ли эмбрион, то ли сперматозоид с открытым ртом будет в самый раз.

Мы уже давно не смотрим на эту картину и не видим какой-то определенный контекст или сюжет. Мы видим только эти клише и мемы, которые породил современный информационный век.

А контекст у это картины есть. И он весьма интересный. Особенно для нас в России. Ведь Мунк и его творчество должны быть очень близки и понятны нам с вами. В этом смысле, не удивительно, что Мунк так сильно повлиял на Кандинского. Который забрал из его творчества самое важное – чистую эмоцию экспрессионизма. Первозданный крик и эту обращенную на зрителя голову с открытым от ужаса ртом.

Крик, который впервые в искусстве, был обращен вглубь самого себя. Крик нового человека.

Для нас в 21 веке это не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Подобная экспрессия, яркая открытая эмоциональность – это нормальное явление. Несдержанность эмоций, экспрессивность – это прикольно и круто. Это Мадонна, это рок, поп-культура и так далее. Это индивидуализм, каким мы его знаем и любим. Но Мунк живет в конце 19 века и для него норма – это те два силуэта, удаляющиеся прочь от «кричащего».

Два джентльмена, которые ведут свою вечернюю беседу, размеренно прогуливаясь вдоль залива. Они не замечают кровавого заката, который окутывает сине-черный фьорд. Они не оборачиваются в холодном ужасе от чувства, разрывающего все изнутри. Они просто не способны его испытывать. Они живут словно в скорлупе. В коконе. Их эмоции и чувства запрограммированы той культурой, религией и тем обществом, в котором они живут. Мунк же, будучи центральным персонажем этой картины, вырывается из этого кокона. Он мысли дальше оков и преград общественного устройства и религиозных доктрин. Он хочет найти себя. Свою личность и свою индивидуальность. Обратиться не к законам и порядкам людей, а к устройству чего-то большего, чем все государства и страны - к вселенной и мирозданию.

И все, что он испытывает в тот момент, когда ощущает себя один на один с вселенной – это крик! Вселенский ужас!

«Ангелы страха, печали и смерти стоят рядом со мной, с тех пор как я родился».

Это цитата Эдварда Мунка о самом себе. О своей жизни в Норвегии.

Вы никогда не задумывались, почему именно Норвегия? Почему эту картину нарисовал норвежский художник? Не итальянец, не француз, не англичанин, и даже не испанец, а норвежец! Житель далекой, холодной, северной страны, в которой на момент написания картины проживало 2 млн человек. Почему именно Мунк смог выразить то, что легло в основу творчества Кандинского? Почему норвежский художник предвосхитил всю абстракцию XX века?

«Ангелы страха, печали и смерти стоят рядом со мной…» - это ответ. Нужно просто отбросить лишнюю метафоричности и перестать видеть в Мунке пророка XX века, который «своей картиной заглянул в кровь и ужас двух мировых войн». Весь этот бред можно сразу отправлять к Дэну Брауну. Смысл этих строк, как и всего раннего творчества Мунка, лежит на поверхности. Причем, в буквальном смысле слова. На поверхности его родной Норвегии. Это её климат и её географическое расположение. Эта меланхолия северной природы и отчужденность Скандинавского полуострова.

Это сегодня Норвегия – преуспевающая страна с одним из самых высоких уровней жизни в мире. Но такой она была не всегда. Большую часть европейской истории Норвегия провела на отшибе. Да, были викинги. Великая культура раннего средневековья. Но затем только упадок и отчуждение. Норвегия вплоть до XIX века – это попеременный придаток то Дании, то Швеции. Это дремучее христианское средневековье с примесью отголосков языческих верований викингов. Никаких тебе ренессансов, гуманизмов и прочего. Никакого просвещения. «Ангелы страха, печали и смерти» - это вполне реальный образ. Представьте, какого это выживать в суровом приполярном климате. С этой вечной зимой. Один на один с природой. Посреди бескрайних северных просторов. Без технологий и без прогресса. С одичалой средневековой культурой.

Но вдруг все меняется. С середины XIX века на Норвегию обрушивается урбанизация, индустриализация, массовая миграция. Бам! Революционные идеи, вся прогрессивная философия 19 века. Бам! Ницше и его noGod. Бам! Бам! Бам! Как с этой лавиной справиться обычному норвежцу Эдварду Мунку?

Он же плот от плоти житель этой северной земли. Он родился в 1863 году. Его отец был крайне религиозен и доводил сына до истерик, описывая ужасы греховного ада. Мать умерла, когда ему было пять. А старшая сестра, воспитавшая художника, умирает, когда Мунку исполняется 15. «Ангелы страха, печали и смерти…» И вот одичалый сын маленькой северной Норвегии вдруг попадает в жернова прогресса конца XIX века. Как это все пережить?

Screeeeeaaaaaam!

И ведь Мунк – это не только «Крик». Все его картины раннего периода полны отчуждения, личной тоски, чувств меланхолии и пустоты. Это его рефлексия на личные трагедии и на пришествие Нового мира, в котором он начинает ощущать себя и свою страну.

МУНК Мадонна (1894)
МУНК Мадонна (1894)

Бам! И человек больше не в коконе религий и вековых моральных устоев.

МУНК Красный плющ (1900)
МУНК Красный плющ (1900)

Бам! И человек больше не маленький кирпичик в большой системе мироздания.

МУНК Меланхолия (1894-96)
МУНК Меланхолия (1894-96)

Бам! Он теперь личность сам по себе.

МУНК  Отчаяние (1892)
МУНК Отчаяние (1892)

Он сам и есть мироздание! Бам!

МУНК Три стадии женщины (Сфинкс) (1894)
МУНК Три стадии женщины (Сфинкс) (1894)

Традиционное искусство уступает место новым формам! Бам! Бам! Бам!

Что с этим всем делать? Как жить, если всё, что тебя окружает: природа, церковь, взаимоотношения между людьми, законы, наука, медицина, искусство – всё это видоизменяется? Стирается и заменяется новым?

Что нас ждет дальше??? Где ответы?

Картина «Крик» - это крик всей нашей цивилизации на рубеже XX веков. Но еще раз, не надо примешивать сюда войны и революции. Они были и до XX века. Всегда. Они не пугают. Пугает другое. Уход от традиционного мира и его ценностей. Потеря связи с природой, ведь вся жизнь теперь в городах. Потеря связи с богом, ведь он теперь лишь метафора и всем правит наука и прогресс. Пугает рождение нового типа людей - свободных индивидуалистов.

Мунк страшно ощущать сопричастность с этими процессами. Он же норвежец! Житель одинокой и далекой страны. В его культуре нет веков просвещения, только этот резкий «Бам!». Он напуган. Он рефлексирует. Вот о чем «Крик» и все его творчество. Страх перед новым миром. Бессилие перед багровым закатом.

Ровно также, как будут рефлексировать Кандинский и Малевич, а затем Пикассо и все художники абстракционисты 20 века. Они будут искать нового человека и его новое место в искусстве. Обнуляет его через "Черный квадрат" и затем будут долго плутать вдоль белых стен галерей современного искусства.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ ПРО ИСКУССТВО В ТЕЛЕГРАММЕ:

https://t.me/CappellaSistina