КАК ЭТО ПОНИМАТЬ? «Весна» Сандро Боттичелли

21.09.2017

БОТТИЧЕЛЛИ Весна (1482) / Галерея Уффици
БОТТИЧЕЛЛИ Весна (1482) / Галерея Уффици

Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi, которого мы знаем, как Сандро Боттичелли. Его «Весна». Или по английский: «Allegory of Spring». Хотя мое любимое произношение этой картины – это итальянское: PRIMAVERA. С этой дробящей слова пополам итальянской интонацией. Приммма Веррра.

Мы многое слышали об этой картине. Тайные символы. Скрытые смыслы. У неё масса интерпретаций. Но, если честно, то, это все ерунда вроде книжек Дэна Брауна. И, пожалуйста, никогда не верьте, если кто-то пытается вас одурачить чем-то подобным. Тайных смыслов и символов почти не бывает. Но это не означает, что картины и их сюжеты становятся неинтересными. Наоборот, верная трактовка картин помогает нам узнать очень многое о художниках и об эпохах, в которых они писали свои картины.

История «Весны» Боттичелли достаточно банальна. Скорее всего, это был просто очень хороший свадебный подарок, который один брат Медичи сделал другому брату Медичи. И единственная интрига, которую можно найти внутри этой картины – это округлый живот Венеры.

Историки искусств спорят, была невеста беременной во время свадьбы или же этот округлившийся живот Венеры, был написан, как пожелание скорого потомства. Всё. Больше никаких скрытых смыслов. Главная аллегория, изображенная на картине – это пожелание счастливого брака и «вечной весны».

Первое, что бросается в глаза в этой картине – это её ритм и её цветовой контраст. Фигуры на картине движутся справа налево.

Раз-два-три…Раз…Раз-два-три…Раз. Как музыка.

А цветовое решение? Оно удивительное. Этот темный апельсиновый лес на заднем плане и поле из цветов под ногами героев. Боттичелли намеренно пишет их словно мы видим их, как бы, против закатного солнца. Такой инди-стайл из конца 15 века. Этим эффектом он подчеркивает интимность сцены. Мы будто заглянули вглубь леса, где от нас спрятались девять героев. И кто же они? Давайте познакомимся с ними.

Начнем с центральной фигуры.

Это, конечно же, Венера. Её не спутаем ни с кем. Её фигуру обрамляют заросли из мирта, а над её головой её постоянный спутник - Купидон. Тут некоторые любят искать аналогию с Мадонной и младенцем Иисусом. Но Боттичелли точно не пытается скрытно нарисовать Святую Марию. Если бы он хотел нарисовать Мадонну, то он бы просто сделал это, как делал не раз. Тут даже не о чем и спорить.

Это Венера. Причем её римская версия, без примеси греческой Афродиты с её красотой, плотской любовью и желаниями. У римлян Венера не богиня красоты, а богиня плодородия и процветания. Она гуляла в апельсиновых рощах и любовалась цветочками. Такая она и у Боттичелли. Это потом она станет Венерой с картин Тициана и Джорджоне. Салонной женщиной, которая ожидает своего гостя. Греческой Афродитой с её длинным списком любовников.

Боттичелли же рисует не похотливую богиню красоты, а кроткую богиню «вечной весны» и плодородия. К тому же, с явно округлившимся животом, который не может означать ничего кроме того, о чем я уже упомянул.

Это изображение Венеры – это символ чистоты супружеской любви и чистоты материнства. Поэтому, она так красива и притягательна.

Справа от Венеры группа из трех персонажей.

Самый правый - это Зефир. Бог западного ветра. Он раздувает щеки и выпускает ветер, который должен унести зиму и ознаменовать наступление весны. Его руки тянутся к нимфе Хлориде (эту же парочку мы можем видеть рядом с «рождающейся» Венерой на самой знаменитой картине Боттичелли). Зефир страстно любил Хлориду, но она не отвечала ему взаимностью. Но Зефир, в лучших традициях Зевса, все же насильно овладел ей.

Зефир, в принципе, был достаточно жесток в любви. Он, например, убил из ревности Гиацинта. Юношу, который был любовником Аполлона (да-да, наши бабушки выращивают цветочки названные в честь гея, не вздумайте рассказывать им об этом). Тот тоже не отвечал ему взаимностью и поплатился за это своей жизнью. Дело было так: Аполлон учил прекрасного юношу метать свой диск, но злой Зефир «дунул» ветром так, что диск попал в голову Гиацинта. Любовник умер прямо на руках Аполлона. Его кровь стекала на землю, откуда затем пророс прекрасный цветок.

Хлорида эта знала. Поэтому ей очень хотелось избавиться от Зефира, который мало того, что изнасиловал её, так мог еще и убить. Для этого она решила трансформироваться во Флору. Эта сцена и изображена на картине.

Цветы, которые появляются из рта Хлориды, а затем оказываются на платье Флоры. Так происходит превращение греческой Хлориды в римскую Флору, богиню весны с лицом молодой Кейт Бланшетт. По сути, она решила сбежать от Зефира в другую мифологию.

Следующая группа фигур – это три грации (или в греческой версии: хариты). Богини веселья и радости. Аглая, Евфросина и Талия.

Они кружатся в танце, взявшись за руки. Одна из них устремила свой взгляд на последнюю фигуру на картине. Это Меркурий. Его легко определить по кадуцею, который он поднял вверх, чтобы разогнать облака и впустить весеннее солнце.

Что же делает бог скучной торговли на этой картине? Все просто – он олицетворяет собой заказчиков. Семейство Медичи. Возможно, он даже был списан с главного заказчика картины Лоренцо Великолепного.

Вот и всё.

Простенький праздничный сюжет, которых сотни и тысячи в галереях мира. Ничего особенного. Просто одна из самых красивых картин итальянского Возрождения, написанная гениальным Боттичелли, в зените своего творчества. No pressure.