РУБЛЕВ Троица

1411 год или 1425—1427
1411 год или 1425—1427

Святая Троица. Великая работа преподобного Андрея Рублева. Это одна из самых известных православных икон в мире и одна из самых почитаемых икон в нашей стране.

Но раз это столь значимая икона, то её место должно быть в храме, а не в галерее?

Нет. Она на своем месте. Ничто так не расскажет о русской культуре, как эта икона. И ни одна картина в мире не показывает нам русского человека так, как эта работа Андрея Рублева.

Он не просто глубоко почитаемый иконописец и православный святой. Он прежде всего художник. И возможно величайший художник в истории нашего искусства. И Троица – его главный шедевр.

Начнем с сюжета. Для нас он не кажется чем-то особенным. Наоборот, разве «Святая Троица» может выглядеть иначе? И правда, после Рублева подобное изображение Троицы с тремя ангелоподобными фигурами стало обычным делом. Но иконописец Андрей Рублев не пишет каноническую для его времени Троицу. Он устраивает революцию в иконописи. Рублев – это художник-бунтарь.

Мозаика Гостеприимство Авраама. САНТА-МАРИЯ-МАДЖОРЕ/РИМ (430–440)
Мозаика Гостеприимство Авраама. САНТА-МАРИЯ-МАДЖОРЕ/РИМ (430–440)

Каноническая Святая Троица восходит корнями к ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». По нему праотец Авраам, родоначальник богоизбранного народа, встретил трех странников, которые оказались ангелами. Во время трапезы, Аврааму было сказано о том, что вскоре он и его жена Сарра станут родителями Сына Исаака. Сарра была бесплодной и ей было без малого 90 лет, а Аврааму и того больше, но и в гости к ним зашли не простые смертные.

Мозаика Гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака БАЗИЛИКА САН-ВИТАЛЕ/РАВЕННА (532-537)
Мозаика Гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака БАЗИЛИКА САН-ВИТАЛЕ/РАВЕННА (532-537)

Естественно Сара затем родила Исаака. И этот род «от Авраама к Исааку», послужил началом «народа великого и сильного». Вы понимаете о ком я. Кстати, двое из трех ангелов, после этой самой трапезы отправились прямиком в Садом и Гоммору и там все закончилось тем, что с неба пошел дождь из серы и огня. Но это совсем иная история.

Нас же интересует ровно одно обстоятельство: преподобный Андрей Рублев, глубоковерующий монах, пишет для Троицкого собора, нового храма Троицко-Сергиевой Лавры икону, которая не является канонической.

Вот каноническая православная икона по сюжету Святой Троицы во времена Андрея Рублева:

Гостеприимство Авраама АФИНЫ (XIV)
Гостеприимство Авраама АФИНЫ (XIV)

А вот, еще раз, вариант инока Рублева:

Нет Авраама. Нет Сары. Нет трапезы. Только три Ангела, чаша с головой жертвенного тельца, дом, дерево, гора и всё.

А так нельзя! Это бунт! Это же икона. Она не терпит вольностей. Иконописец – это тот, кто обязан сохранять традиции. В этом главный смысл иконы – передать послание древних. Описать чудо явления трех ангелов праотцу всех евреев.

К тому же, это Древняя Русь. Православной традиции всего четыре сотни лет, половина из которых монгольское иго. Это все еще зарождение русской православной культуры и пока еще идет прямое копирование византийских и греческих форм и трактовок. Да, могли быть стилистические отличия, но не композиционные. Нельзя просто так взять и убрать с ветхозаветного сюжета Троицы половину святых.

Можно, говорит нам Андрей Рублей. И более того, именно эта минималистическая Троица и станет канонической для всего русского православия. Но почему? Что послужило причиной этой вольности монаха Андрея? И почему именно рублевская Троица стала для русского народа столь притягательной?

Есть две основные версии. Назовем их историческая и православная.

Историческая - это про то, что икона Троицы является символом единение Руси. Икона была написана в начале XV столетия. 1425-27 года, возможно на десятилетие пораньше. Всего через 50 лет произойдет ключевое событие в нашей истории: «Стояние на реке Угре», которое ознаменует собой окончание монголо-татарского ига и станет первым шагом к образованию единого Русского царства. Рублев предвосхищает это единение русского народа. Троица, как символ нового государства, прошедшего через раздробленность и иго, но обретшего единство перед лицом Бога.

Вторая версия - православная. Троица Рублева, как новозаветное триединство Бога.

Это вовсе не ветхозаветные ангелы забежали на трапезу к Аврааму перед тем, как отправиться сжигать Садом. А это Бог отец, Бог Сын и Святой Дух. Святая Троица. Главная духовная святыня новозаветного христианства. Перед ними чаша жертвоприношения, которая символизирует жертву Христа. Их взгляды печальны и смиренны. Они знают участь, которая должна постичь Бога Сына. Отец скорбит о сыне, а мы вместе с ним. Такая трактовка наиболее популярна. Вся святость рублевской Троицы традиционно именно в этом новозаветном триединстве Бога.

Но мне не нравится ни одна из этих трактовок.

Историческую правильней назвать государственной. Она банально отвечает запросам новообразованного московского царства. Ему нужно было искать символы единства. И раз ангелы на иконе описывают своими позами круг, то значит вон оно – единство границ государства. А дом Авраама – пусть будет символом твердынь Московии и так далее. Это еще может убедить фанатов Дэна Брауна, но не адекватных людей.

Почти тоже самое с православной версией. Новозаветная Троица выглядит вот так:

ЭЛЬ ГРЕКО Сошествие Святого духа на апостолов (1597-1600)
ЭЛЬ ГРЕКО Сошествие Святого духа на апостолов (1597-1600)

А в византийской традиции вот так:

АРХИЕПИСКОПСКАЯ МАСТЕРСКАЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ Сошествие Святого Духа на апостолов (XV-XVI)
АРХИЕПИСКОПСКАЯ МАСТЕРСКАЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ Сошествие Святого Духа на апостолов (XV-XVI)

Есть некоторые отличия, да?

Все дело в том, что новозаветная Троица – это явление Сошествия Святого Духа. На 50 день после Воскрешения Христа, Бога Сына, и соответственно на 10 день после его Вознесения, Святой Дух сошел на апостолов, явив им свое триединство.

ЕВАНГЕЛИЕ РАБУЛЫ Сошествие Святого Духа (VI)
ЕВАНГЕЛИЕ РАБУЛЫ Сошествие Святого Духа (VI)

В начале был просто Единый Бог. Потом пришел Бог Сын, Христос. Он принес себя в жертву во имя всего человечества.

ЭЛЬ ГРЕКО Святая Троица (1577-1579)
ЭЛЬ ГРЕКО Святая Троица (1577-1579)

А после этого явился Святой Дух, который канонически изображается в виде голубя или солнца. И теперь именно он, незримым присутствием, олицетворяет собой Волю Божью и направлять апостолов.

СОВРЕМЕННАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА Пятидесятница
СОВРЕМЕННАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА Пятидесятница

По сути, тогда на пятидесятый день после Пасхи и образовалось то, что мы сейчас именуем как Церковь.

И вот православная церковь говорит нам, что преподобный Андрей Рублев соединяет воедино традиционную троицу с ветхозаветными ангелами и новозаветное учение о триединстве Бога. Комбо. Сошествие духа + Гостеприимство Авраама.

Честно слово, мне нравится эта трактовка. В ней есть сила веры. Религиозное откровение. Она бы меня вполне устраивала, если бы не одно но…

...если бы я считал, что Андрей Рублев изобразил на своей работе хоть одно божественное существо, будь то Ангел, Святой Дух, Бог Отец или Бог Сын.

На мой взгляд, вся сила этой работы Андрея Рублева в том, что он изобразил на своей иконе не небожителей, а простых смертных. Он изобразил на ней нас с вами.

Что есть Бог? Вопрошает глубоковерующий Андрей Рублев. И через свое искусство отвечает нам – человек. Посмотрите на его работы – это работы художника, который ищет в доступных для него художественных формах, в понятном и близком ему символизме - простые человеческие эмоции.

РУБЛЕВ Архангел Михаил деисусного чина (1414)
РУБЛЕВ Архангел Михаил деисусного чина (1414)

Для него религия и иконопись — это инструменты поиска человека. Разве это Богоматерь молитвенно склонилась в сторону своего сына Христа? Нет, это каждый из нас ждет благословения в своей вере.

РУБЛЕВ Богоматерь (1408)
РУБЛЕВ Богоматерь (1408)

А этот Спаситель, вглядывающийся в нас с икон Рублева – его смиренный и чистый взгляд. Это не просто поиск высшей формы божественности. Это прежде всего поиск человечности. Духовности, которая может жить в реальном мире, а не обитать лишь в мистических формах и образах.

РУБЛЕВ Спас (1410)
РУБЛЕВ Спас (1410)

Тут важно понимать, что такое православие в начале XV века и каким его видел для себя монах Андрей Рублев.

Православная вера, которую он искренне принимал и почитал, тогда еще не была привычной нам монолитной государственной религией со всеми её почестями и всем её влиянием. Со времен крещения Руси прошло каких-то четыреста с небольшим лет, двести из которых прошли под Игом.

В начале XV века православный монах, это все еще Сергий Радонежский – духовный лидер, человек ищущий место православной веры на русской земле. Этот монах еще не политик, будущий митрополит и патриарх. В него он превратиться через каких-то сто с небольшим лет. Но пока же, он не решает государственных задач и его вера еще обращена вглубь себя. Он в духовном искании.

Православная вера – это еще религия для простых людей, а не для государственных нужд. Это религия тех, кто каждый день с искренней верой приходит в храмы и монастыри, чтобы найти в Боге заступничество и надежду.

РУБЛЕВ Сошествие в ад (1408-1410)
РУБЛЕВ Сошествие в ад (1408-1410)

Именно их и рисует на своих иконах Андрей Рублев. Простых прихожан, которыми он восхищается и в которых он видит Бога. Еще нет богоизбранности у царей, императоров и патриархов. Нет и особой миссии православия и её роли в судьбе России. Это все наступит позже. От Ивана Грозного и далее. Православие во времена Рублева – это все еще вера новообращенных.

РУБЛЕВ Иоанн Предтеча (1408)
РУБЛЕВ Иоанн Предтеча (1408)

Человек, не важно: монах, ремесленник, крестьянин, воин и т.д., - именно он еще центр веры. Не регалии и избранность определенных сословий определяют значимость перед богом. А что-то простое, первозданное. Чистота веры. Искренность. Устремление любого человека к Богу.

Мне кажется, что смысл Троицы в этом сближении с Богом. Не единение с Богом, а именно сближение. Нас часто перекармливают этим довольно спорным чувством единения: страны, веры, людей. Так вот, «Троица» Рублева – это не обязательство единение. Это именно сближение.

Три фигуры Ангела приближаются к тебе, склоняются перед тобой, но не переступают черту. Ты волен сделать это сам. Разделить с ними жертвенную трапезу или же остаться на месте. Эта еще не религия, как государство и церковь. Это религия, как врата для каждого из нас.

Просто свеча посреди храма. Просто Троица. Не святых и богоизбранных, а таких же как ты простых смертных, которые пришли к Богу, чтобы что-то почувствовать.

Рублев почти наверняка ничего не знал о зарождающемся в католическом мире ренессансе. Не видел фресок Джотто в церкви Сан-Франческо в Ассизи и не бывал во флорентийской Санта Кроче. Он скорее всего ничего не слышал и о Данте. Он был простым православным монахом, который независимо от европейского возрождения, смог привнести в русскую культуру, которая несколько веков находилась под игом, в постоянных войнах и распрях, одну из самых искренних форм раннего гуманизма.

Его работы – это картины великого художника, видевший в искусстве роль проводника для всех людей.