ШИШКИН Утро в сосновом лесу

28.09.2017

(1889)
(1889)

Шишкин Иван Иванович. Утро в сосновом лесу или просто «мишки». Пожалуй, это одна из самых узнаваемых картин из собрания Третьяковской галереи. Она всюду. Репродукции этой картины висят в школах, больницах, домах культуры. «Мишек в лесу» можно встретить на обертках конфет, плакатах, календариках. Ей вышивают панно или даже целые ковры. Не картина, а целый бренд.

Но, давайте, по-честному. Нам нравится эта картина? Да. Как и все творчество пейзажиста Шишкина. Его природа всегда выглядит красивой. Не важно, это мишки, или сосны,

ШИШКИН Хвойный лес. Солнечный день (1895)
ШИШКИН Хвойный лес. Солнечный день (1895)

или урожай,

ШИШКИН Полесье (1884)
ШИШКИН Полесье (1884)

или снег.

ШИШКИН Зима (1890)
ШИШКИН Зима (1890)

Это всегда красиво нарисовано. Но чувствуем ли мы что-то большее, чем это красиво? Пожалуй, нет. Мы совсем ничего не чувствуем возле картин Шишкина.

КРАМСКОЙ Портрет И.И.Шишкина (1873)
КРАМСКОЙ Портрет И.И.Шишкина (1873)

Жизненный путь Ивана Шишкина – это классический путь становления русского живописца. Хорошего русского живописца. Вначале обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем Петербуржская Императорская академия художеств. Большие серебряные и золотые медали за серию пейзажей Валаама и окрестностей Петербурга. Статус мастера. Потом Шишкин отправляется в пенсионерскую поездку заграницу. Мюнхен. Цюрих. Дюссельдорф. Женева. Затем возвращение в Россию.

Или, как это часто озвучивается в нашей критике: «художник вернулся, истосковавшись по Родине». Это почему-то всегда важно подчеркнуть. Что там, может и хорошо, но здесь на родине всегда лучше. В родном то лесе! Самом красивом в мире лесе!

И, кажется, только это до сих пор и пытаются рассмотреть в пейзажах Шишкина: русский лес, как эталон природы. Высшее проявление красоты русского пейзажа и главное достояние России. Вспомните всё, что вам доводилось слышать о картинах Шишкина – там всегда масса пафосных эпитетов. Уникальный авторский взгляд. Мастерски пойманная суть русской природы. Подлинная красота России. Поэт, певец русского леса!

ШИШКИН Ручей в березовом лесу (1883)
ШИШКИН Ручей в березовом лесу (1883)

Лично я всегда нервно вздрагиваю, когда экскурсоводы в залах Шишкина начинают заливать в уши этот пафосный мед. Хочется спросить у них: «Серьезно? Вот, смотря на эту дубовую рощу вы сразу понимаете: вот она Русь матушка! Земля наша родненькая!»

ШИШКИН Дубовая Роща (1887)
ШИШКИН Дубовая Роща (1887)

Тогда может и от этой картины Шишкина мурашки по коже? Вон какие вековые дубы и бескрайние просторы.

Тут правда молодой Шишкин рисует Тевтобургский лес в Германии. Но ничего. Тоже сойдет. Главное ведь даже не что, а как Шишкин рисует? Это же красотища! Всё так натурально! «Я бы так никогда не смог»: вот о чем мы думаем возле его картин. Эта впечатляющая работа Шишкина рисовальщика – его главный wow-фактор.

Картины Шишкина традиционно ставят на высшую ступень искусствоведческого пьедестала. Вот он «главный и лучший пейзажист России». Вот она «настоящая красота нашей Родины».

И пафосу есть логичное объяснение. Во-первых, Шишкин, действительно, первоклассный рисовальщик. Не так, чтобы это было жутко важно для художника конца XIX века, но все же. Его навыки рисунка, техника и трудолюбие – заслуживают высшей степени восхищения. Он был, без преувеличения, лучшим отечественным рисовальщиком за всю историю. Говоря современным языком, у него на картинах феноменальная детализация. Шишкин рисует в 4К.

ШИШКИН Березовый лес (1871)
ШИШКИН Березовый лес (1871)

Его картины до невероятного реалистичны. И эта реалистичность – это вторая и главная причина пафосных речей возле его работ.

Большая часть того, что мы слышим и читаем о Шишкине – это мнение советского искусствоведения, которое, мягко говоря, грешило необъективностью. Именно оно научило видеть в нем «лучшего из пейзажистов». Вы встречали хоть один советский дом культуры или одну школу без репродукции этой картины?

ШИШКИН Рожь (1878)
ШИШКИН Рожь (1878)

И тут дело в том, что советскому искусству был выгоден реализм Шишкина. Он не нес в себе никакой смысловой нагрузки. Просто природа в её лучшем проявлении. Солнце. Урожай. На это можно накладывать любую матрицу и искусство господствующего в период СССР соцреализма воспользовалось этим сполна. Оно переложило творчество Шишкина на вот эти рельсы:

И если вы думаете, то причем же тут Шишкин? Зачем он так нужен, ведь мы и так рады верить в то, что эта пшеница колосится во имя коммунизма. А эти березки самые родные на свете. На самом деле, нет. До соцреализма СССР продвигал вот это искусство:

МАЛЕВИЧ Голова крестьянина (1929)
МАЛЕВИЧ Голова крестьянина (1929)

И тут, согласитесь, есть некоторые отличия. Поэтому, Шишкин с его поверхностной точностью был в самый раз.

Но давайте посмотрим на Шишкина и его Утро в сосновом лесу чистим взглядом. Словно мы видим эту картину впервые и ничего не знаем, ни о её создателях, ни о том какая страна изображена на ней. Просто первое впечатление. Никакой предыстории и никаких конфеток.

Что мы увидим?

Сосновый лес. Рассвет. На буреломе трое медвежат играют под присмотром своей матери.Дерево, вырванное с корнями и переломленное пополам.

С одной стороны, это забавная сцена. Играющиеся друг с другом медвежата. Один из них и вовсе стоит почти в цирковой позе. Но, с другой стороны, это же дикий лес. Это дикие звери, а не цирковые мишки. Самка медведя оскалила пасть и рычит. Её поза явно недружелюбна. Недавно, скорее всего этой ночью, прошла гроза, повалившая дерево на которое забрались мишки и покосившая соседние. Мы часто не обращаем внимание на этот факт. Но он важен. Возможно это ключ к пониманию замысла художника.

Утро после стихии: вот как еще можно назвать эту картину. Особенно, если убрать с неё медведей. Которых, как вы, наверняка, знаете и думаете, почему я еще не разу не упомянул об этом важнейшем факте, нарисовал вовсе не Шишкин, а Константин Савицкий.

Лес просыпается после бушевавшей стихии. Восходит солнце. Все тихо. Хотя можно себе представить, как прошлой ночью все кругом озарялось от молний, а ураганный ветер гнул деревья.

Контраст – вот, что лежит в основе картины. Откровенная «мимишность» троих медвежат и агрессивная поза их матери. Покой раннего утра и следы прошедшей грозы. Разруха и жизнь. Это важный момент в этой картине. Она пытается быть двусмысленной. Она хочет что-то рассказать.

Но я не уверен, что у неё это получается. Мне не хватает в этой картине свойственных большому искусству метафоричности и глубины восприятия. Это больше похоже на фотографию. Мишки удачно залезли на дерево, а солнце красиво пробилось сквозь крону деревьев. Щелк-щелк. И всё.

И критики скажут, что таков и есть реализм в искусстве. Это не предшествующий ему романтизм с его театральностью. Тут всё взаправду. Фотографичность, как комплимент. Шишкин ведь активный передвижник. Для него эта новая доктрина русского искусства – изображать простую жизнь как она есть - это цель и смысл. Никакого академизма и никакой оторванной от реальности драматургии.

На мой взгляд, эта главная проблема Шишкина. Он родился не в свою эпоху. Ведь он идеальный художник предшествующих реализму эпох барокко, классицизма, романтизма.

Великий мастер рисунка. Представьте его интерпретацию античного мифа или библейского сюжета. Что это стадо не просто коровы и овцы, а что-то ветхозаветное. Имеющее метафоричный смысл.

ШИШКИН Стадо в лесу (1864)
ШИШКИН Стадо в лесу (1864)

Представьте, что он рисовал бы чистый романтизм, как Айвазовский. Сотворение мира в лесу!

АЙВАЗОВСКИЙ Сотворение мира. Хаос (1841)
АЙВАЗОВСКИЙ Сотворение мира. Хаос (1841)
ШИШКИН Сумерки (1874)
ШИШКИН Сумерки (1874)

Я не шучу. Это было бы очень круто. Тогда его творчество обрело смысл! В этом ведь главная проблема «Утра в сосновом лесу» – какой в картине смысл? Что нужно почувствовать возле этой картины? Точное изображение природы? Красиво нарисовано? Русский дух?

Нет, нет и нет. Этот лес ничем не отличается от леса в Германии или леса в Венгрии. Это просто лес средней полосы. Нет в нем никакой русскости. А мишки? Чем они отличаются от американо-канадских Гризли? Балайки нет, ушанки тоже. Откуда мы знаем, что это русский мишка?

Русский пейзаж – это метафоричность Саврасова или глубокомыслие Левитана. Вот это Россия. Мы не спутаем эту дорогу ни с одной другой в мире.

ЛЕВИТАН Владимирка (1892)
ЛЕВИТАН Владимирка (1892)

От Шишкина нет такого ощущения. Но оно и не нужно. Хватит видеть в Шишкине «поэта русского леса». Он, что называется, крут не этим.

Сейчас, поймите меня правильно, я люблю русское искусство и русских художников. Многие из них мне близки и интересны. Но мы должны быть объективны и должны верном понимать то, что видим в наших галереях. Без квасного патриотизма и без пелены на глазах. Иначе нет никакого смысла. Русская живопись нужна нам для того, чтобы понять самих себя. Свою историю и ту цивилизацию, из которой мы все выросли.

И для нашей истории важно, что у нас был такой художник как Шишкин. Что наша живопись смогла достигнуть таких вершин в технике рисунка. Еще раз, Шишкин потрясающий рисовальщик и его породила наша живописная школа, которой отроду то было пара сотен лет. Три-четыре поколения художников и сразу такой талантливый рисунок.

Нужно научиться признаваться в том, что мы не держава великих живописцев. В XVI-XVII веках, когда в Европе уже отгремело Возрождение и бушевало Барокко – у нас было вот это:

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА Фреска. Жатва (XVII)
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА Фреска. Жатва (XVII)

Есть некоторая разница относительно, скажем, Караваджо, да?

Но мы наверстали. Мы как всегда с головой окунулись в другие культуры и смогли найти в этом что-то свое. Мы молодцы. Нам нечего стыдиться. Русская культура всегда отличалась тем, что умело впитывала другие культуры и взращивала на этой почве собственную самобытность. Это наш путь. Странный путь. Мы не варились в котле европейского просвещения, а сидели в дремучем лесу. Но, как только мы вышли из леса и немного подучились, вуаля:

ШИШКИН Дождь в дубовом лесу (1891)
ШИШКИН Дождь в дубовом лесу (1891)

Каждый раз, когда я бываю возле картин Шишкина, я думаю о том, что мы талантливая нация. Мы можем многое, когда мы созидаем. Дай нашему искусству пару сотен лет без переломанного пополам хребта и оно от Лубка дойдет до такого мастерства.

История Шишкина – это история становления русской живописи.