Верните наши деньги и моральный ущерб оплатите: как подать в суд на "ВИМ-Авиа"

09.10.2017

Фото: ИД "2х2"
Фото: ИД "2х2"

Десятки амурчан, пострадавших от недобросовестности авиаперевозчика «ВИМ-Авиа», жаждут отмщения. Как это сделать грамотно и по закону, разбирался журналист портала 2х2.su

Отстаивать свои права можно начинать уже в аэропорту. Не сидеть и не ждать, что кто-то сделает это за вас. Задержали, а то и вовсе отменили рейс без объективных причин - пишите претензию перевозчику. Сделать это можно как в пункте отправления, так и в пункте прибытия. Но юристы рекомендуют не торопиться,  а собрать полный пакет документов и рассчитать точную сумму ущерба. Закон дает пассажиру право подать претензионное заявление в течение полугода.

В каждом отдельном случае есть свои нюансы. К стандартному перечню, который обычно указывается на сайте перевозчика, может потребоваться приложить копии доверенности, свидетельства о рождении малолетнего,  документа об усыновлении или опекунстве, установлении попечительства над недееспособным лицом. Ведь без документального подтверждения претензии от третьих лиц - жен, детей, родителей, знакомых - компании не принимают. Поскольку каждый билет - это по сути  отдельный договор перевозки, - говорит благовещенский юрист Татьяна Сидоренко.

Если ваш рейс отменили и вы застряли в аэропорту на неопределенное время, идите и возвращайте билет в кассу, требуя возврата стоимости.

Вам отказали? Это еще один повод написать претензию перевозчику. Правило применимо и в случаях добровольного или вынужденного отказа от перевозки. Вместе с претензией в адрес авиакомпании нужно будет отправить оригинал неиспользованного или частично неиспользованного билета, а также документ, подтверждающий время обращения в кассу за возвратом стоимости билета.

Не лишне позаботиться и сделать для себя копии, заверив их нотариально. Они вам могут потребоваться в суде. Не факт, что авиакомпания пойдет с вами на мировую и возместит затраты при получении претензии, - советует благовещенский юрист Виктория Мясоедова.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию и дать ответ в течение 10 дней с момента ее получения. Это требование закона «О защите прав потребителей». Вместе с тем на сайте «ВИМ-Авиа» есть ссылка на рассмотрение претензий в 30-дневный срок.

Это прямое нарушение требований закона. Поэтому в претензионном заявлении надо обязательно указать, что по истечении 10 дней ежедневно начисляется неустойка в размере 3% от суммы, предъявленной к возмещению, и штраф, - объясняет благовещенский юрист Анатолий Лунев.

На заметку

Составить грамотно претензию помогут в амурском Управлении Роспотребнадзора. Составление претензии 500 рублей (для пенсионеров и инвалидов бесплатно). Составление искового заявления 1150 рублей для всех категорий граждан

Судимся правильно.

Вашу претензию проигнорировали? Вы считаете, что требования удовлетворены не в полном объеме? Пора составлять исковое заявление. Это не самое сложное. Не хотите тратиться на услуги юристов? Ищите образцы в интернете. Считаете себя некомпетентным в правовых вопросах? Идите к адвокату. За составление иска придется заплатить в среднем 3 тысячи рублей.

В какой суд обращаться? В случае с авиаперевозчиками исковые заявления о защите прав потребителей подают в суд по месту нахождения головного офиса, филиала или представительства. Не исключено, что в свете событий, происходящих вокруг «ВИМ-Авиа», представительства компании в областном центре прекратят свою деятельность. Поэтому иски придется направлять заказным письмом с уведомлением в суды г. Москвы и Республики Татарстан.

Что касается компетенции судов, то все зависит от суммы иска. Имущественные споры до 50 тысяч рублей рассматривает мировой суд, свыше 50 тысяч рублей - городской или районный.

Самое сложное и затратное в судебном разбирательстве - это представление своих интересов в суде. Самый оптимальный и, вместе с тем, самый дорогостоящий  вариант для истца - это нанять адвоката. С одной стороны, не придется лично летать в Москву и присутствовать на судебных заседаниях. С другой - представительские услуги влетят в копеечку.

За свои услуги адвокаты берут почасовую оплату. В среднем 2,5 - 5 тысяч рублей в час, но бывает и больше. Также клиенту придется оплачивать транспортные расходы, включая перелет туда и обратно в столицу, проживание в гостинице и другие сопутствующие расходы. Все вышеперечисленное нужно будет включить в исковые требования. Понятно, что в случае принятия судом решения в пользу истца все потраченные в ходе разбирательства деньги вернутся, - говорит юрист Анатолий Лунев.

Да, деньги вернутся. Вот только сложно сказать, в какие сроки. Сразу после выдачи на руки истцу судебного приказа - это вряд ли случится. Разве что авиаперевозчик решит выплатить суммы материального возмещения в добровольном порядке в указанные судом сроки. В противном случае придется ждать, пока решением проблемы займутся судебные приставы. А если компанию объявят банкротом, то шансы на получение своих денег у физического лица будут ничтожно малы.

Поэтому, во избежание лишних трат, нужно сразу заявить в исковом заявлении ходатайство. Нужно попросить рассмотреть дело в ваше отсутствие и вынести заочное решение, которое направить в ваш адрес заказным письмом.

Пока летаем по манифесту

С 5 по 15 октября пассажиров «ВИМ-Авиа» будут перевозить по манифесту прерванного полета (FIM). Это значит, что людей с билетами, приобретенными на рейсы проштрафившегося перевозчика, будут принимать на борту самолетов авиакомпании «Уральские авиалинии».  Порядок действует и в отношении пассажиров по трансферным маршрутам.

Чтобы улететь в пункт назначения, пассажирам авиакомпании  «ВИМ-Авиа», у которых билеты куплены на рейсы до 15 октября, надо прибыть в аэропорт вылета к началу регистрации рейса, выполняющего полет в пункт назначения, подходящий по маршруту, указанному в билете, - объясняет пресс-секретарь Минтранса Надежда Елисеева. - В аэропорту обратиться в кассы представительств компаний, осуществляющих перевозку пассажиров по манифесту прерванного полета (FIM), для оформления документов  на готовящиеся к вылету рейсы. При наличии свободных мест пассажир сможет вылететь в пункт назначения по билету авиакомпании «ВИМ - Авиа».

Если задержали внутренний рейс

Перевозчик обязан организовать без взимания дополнительной платы с пассажиров (п. 99 ФАП):

- место в комнате матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет;

- два телефонных звонка либо два сообщения по электронной почте (задержка рейса свыше двух часов);

- прохладительные напитки (задержка рейса свыше двух часов);

- горячее питание (задержка рейса свыше четырех часов) через каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

- размещение в гостинице при задержке вылета свыше восьми часов - днем и свыше шести часов - ночью;

- трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно;

- хранение багажа.

Если задержали международный рейс:

Перевозчик, согласно Варшавской конвенции, обязан предоставить пассажиру:

- ваучер на питание, равный 20 евро (начиная с двух часов задержки рейса);

- номер в гостинице (начиная с четырех часов задержки рейса).

На заметку

Претензионные заявления, направленные по факсу и электронной почтой, перевозчиком не принимаются и не рассматриваются

Что в претензии к авиаперевозчику должен указать пострадавший пассажир:

- Фамилия, имя и отчество полностью и разборчиво;

- Почтовый адрес места проживания полностью (с индексом);

- Номер, маршрут и дата рейса;

- Полное описание сложившейся ситуации;

- Финансовые требования со ссылкой на подтверждающие их документы;

- Полные реквизиты банковского счета, если он у вас имеется;

- Подпись лица (лиц), написавшего (-их) претензионное заявление

Что обязательно нужно указать в иске:

- наименование суда, в который подается заявление;

- наименование истца, его местожительство, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

- наименование ответчика, его местожительство или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

- цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

- в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, законных интересов истца и его требования;

- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

- сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

- ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие истца и вынесении заочного решения

К иску надо приложить документы:

- копии искового заявления по количеству привлекаемых по делу ответчиков.

- квитанции;

- чеки;

- справки;

- акты;

- заключения специалистов;

- фотографии, видео- и аудиозаписи (суд вправе принять их к сведению);

- любые другие свидетельства, подтверждающие сведения, указанные в заявлении, в том числе свидетельские показания, расчеты денежных сумм, ответ перевозчика на претензию, копии проездных документов.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. К заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Кстати ГУП «Аэропорт Благовещенск» направило в Арбитражный суд Татарстана два исковых заявления в отношении ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» о взыскании 17,8 млн рублей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договорам подряда.

Автор: Галина Астафьева