Герой, которого мы заслуживаем. Рецензия на фильм «Последний богатырь»

Простой москвич Ваня, зарабатывающий деньги на слепо верящих в магию людях, вдруг оказывается в Белогорье — волшебной стране, где магия настолько же повседневная вещь, как и ежегодное отключение горячей воды в нашей. Парня принимают за единственного сына Ильи Муромца и видят в нем спасителя Белогорья от диктатуры чародейки Варвары. Объединившись с Кощеем, Бабой Ягой, Василисой и Водяным, Ваня отправляется в опасное путешествие за Святым Граалем — Мечом-кладенцом, владелец которого обретает бессмертие и прочие приятные бонусы.

Walt Disney Pictures / Yellow, Black & White
Walt Disney Pictures / Yellow, Black & White

Поразительно, насколько пуста ниша отечественного кино для всей семьи. Конечно, судя по возрастному рейтингу, те же «Экипаж» и «Время первых» тоже подходят под этот критерий, однако, универсального проекта, ориентированного на зрителя всех возрастов, в России не было примерно никогда. Да, в 2009 году своего «Гарри Поттера» пытался сделать режиссер Вадим Соколовский с «Книгой мастеров» (первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures»), получившей смешанные отзывы критиков и зрителей, но это скорее была проба пера.

Walt Disney Pictures
Walt Disney Pictures

И вот, спустя 8 лет, на экраны выходит второй диснеевский российский проект — «Последний богатырь». И, знаете, он вполне неплох.

Не использовать постмодернистские приемы уже давно дурной тон даже в мультиках для самых маленьких, и «Последний богатырь», в котором у привычных злодеев есть внятная мотивация, предыстория и чувство юмора, располагает к себе с самого начала. Казалось бы, обычный, пусть и нарочито абсурдный в некоторых моментах, сказочный фильм про группу героев, идущих из точки А в точку Б, должен концентрироваться на батальных сценах и красиво нарисованном мире, но сценаристам «Богатыря» больше интересны диалоги и химия между персонажами, знающими друг друга уже буквально сотни лет. Перепалки Яги, Кощея и Водяного прекрасно написаны и мастерски сыграны актерами, которые, кажется, получали невероятное удовольствие от работы.

Walt Disney Pictures / Yellow, Black & White
Walt Disney Pictures / Yellow, Black & White

Приятно видеть, как в кино, в котором используются вроде как стандартные фэнтезийные штампы из тех же «Хроник Нарнии», «Шрека» и той же «Книги мастеров», при помощи замечательного русского колорита, знакомых с детства персонажей и четко ощущающейся искренности, создатели смогли натурально вдохнуть жизнь. Придуманный мир дышит, герои живут, а ты ловишь себя на мысли, что хотел бы увидеть продолжение.

Walt Disney Pictures / Yellow, Black & White
Walt Disney Pictures / Yellow, Black & White

Да, при желании есть к чему придраться — главный герой прописан не так хорошо, как мог бы, боевые сцены поставлены несколько сумбурно, а линия с одним персонажем вообще кажется лишней (вы поймете, о ком речь). Но вместе с тем кино старается и развлекает так, что придираться к нему совершенно не хочется. К тому же за то, как здесь представили Змея Горыныча (серьезно, это очень круто и смешно), мы готовы простить создателям всё.

Иронично, но закономерно, что именно нынешний год, следующим за «Годом российского кино», стал для отечественного кинематографа по-настоящему прорывным — практически каждый месяц в кинотеатры выходит российское кино, которое собирает вокруг себя довольно значимый медийный шум. «Нелюбовь», «Аритмия», «Невеста», «Время первых», «Теснота» и, конечно же, «Матильда» заставляли говорить и писать о себе даже тех, кто очень отдаленно связан с кинематографом. Не стал исключением и «Последний богатырь» — второй отечественный фильм, снятый при непосредственном участии российского отделения Disney (что само по себе уже очень круто), удивительным образом сочетает универсальность концепта с русским колоритом и индивидуальностью, что делает его по-настоящему событийным проектом.

Источник: https://www.ivi.ru/titr/motor/posledniy-bogatyr-recenzia

В кино с 19 октября