Угадай с одного кадра: как стать экспертом в кино?

18.09.2017

Как произвести впечатление на друзей-киноманов и угадать «почерк мастера» с первого кадра? «Афиша» со своим гидом по современным режиссерам поможет разобраться и стать профи в считанные минуты.

Как понять, что вы смотрите фильм Уэса Андерсона?

Вы смотрите фильм Уэса, если в нем все кадры выстроены очень симметрично. Уэс настолько щепетилен в создании кадров, что кажется, будто он измеряет мизансцену под линеечку.

Большое значение придается палитре цветов и оттенков. Так, в «Отеле «Гранд Будапешт»» в кадре превалирует нежно-розовый (как пирожные героини Сирши Ронан — Агаты), в «Королевстве полной луны» — желтый, а в «Водной жизни» такими цветовыми маяками служат красные шапочки.

Если для титров и названия фильма (а также для названий банков, школьных автобусов и больниц) использован шрифт Futura.

Если в кадре есть курящий Билл Мюррей — это тоже фильм Уэса. Кроме того, режиссер любит брать в свои малобюджетные фильмы звезд блокбастеров и боевиков (Брюс Уиллис, Эдвард Нортон).

Обязательно есть какое-нибудь письмо, написанное от руки. Титры у Уэса Андерсона часто выглядят как иллюстрации к детским книжкам, а герои любят произносить многозначительные фразы о смысле жизни.

Большое значение придается семейственности. Персонажи обычно влюбляются и выясняют отношения под французскую поп-музыку с женским вокалом. И в конце непременно есть танец.

Эти и другие особенности режиссера Уэса Андерсона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Семейка Тененбаум», «Водная жизнь», «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники», «Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт»».

Как понять, что вы смотрите фильм Пола Томаса Андерсона?

Если действие картины происходит в долине Сан-Фернандо, вы смотрите фильм ПТА.

Герои обычно яркие и порочные харизматы, находящиеся под гнетом семейных отношений или превратностей судьбы. Их обычно играет один и тот же набор актеров — Филип Сеймур Хоффман, Хоакин Феникс, Джон Си Райли.

Актеры, играющие главные роли в его фильмах, чаще всего демонстрируют новые грани своего актерского таланта, обычно это «прорывы». Так случилось с Марком Уолбергом в «Ночах в стиле буги», Адамом Сэндлером в «Любви, сбивающей с ног» и Хоакином Фениксом в «Мастере».

Основные сюжетные мотивы: дисфункция семейных отношений, отчуждение, сожаление, одиночество, шанс и судьба, поиски дома и призраки прошлого.

ПТА является наследником стиля Роберта Олтмена. Андерсон — любитель крупной формы, многозначительных сюжетов и длинных операторских планов.

Почти все его фильмы (кроме «Мастера») снимал один оператор — Роберт Элсвит, часто используя стедикам.

Эти и другие особенности режиссера Пола Томаса Андерсона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Нефть», «Мастер», «Врожденный порок».

Как понять, что вы смотрите фильм Кристофера Нолана?

Том Харди носит маску, и вы практически весь фильм не видите его лица.

Главный герой очень серьезен, даже если он носит костюм мыши. Обычно герои придерживаются делового стиля одежды с пиджаками, галстуками и уютными свитерами. Даже на войне.

В фильмах Нолана никогда нельзя доверять девушкам. Они обязательно предадут в самый неподходящий момент.

Фильм имеет нелинейное повествование, сюжет развивается наоборот, происходят скачки во времени или прочие фокусы с таймлайнами.

Фильм снят на пленку, а еще лучше на 70 мм.

Звучит музыка Ханса Циммера.

Эти и другие особенности режиссера Кристофера Нолана вы можете увидеть в его главных фильмах: «Помни», «Престиж», «Темный рыцарь», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк».

Как понять, что вы смотрите фильм Андрея Звягинцева?

Герои похожи на ваших соседей. Они удивительно аморальны, но при этом реалистичны и узнаваемы.

Темой для фильма стала какая-нибудь глобальная моральная проблема — например, любовь и измена.

Все события происходят в бездуховном пространстве России, где герои или борются за выживание против чиновников, или сами идут на дно под давлением собственных грехов.

В фильме появляется изображение какой-либо известной картины или хотя бы визуальная аллюзия на западную живопись.

Фильм начинается с музыкальной интерлюдии с набором пейзажей для плавного вхождения в атмосферу фильма.

Главный цвет — синий или бирюзовый. Оператор — обязательно Михаил Кричман.

Эти и другие особенности режиссера Андрея Звягинцева вы можете увидеть в его главных фильмах: «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь».

Как понять, что вы смотрите фильм Терренса Малика?

Нужно различать раннего Малика и позднего Малика. Раннего не так-то просто уложить в единую стилистическую форму, зато поздний имеет такой яркий почерк, что его ни с кем не спутаешь. У позднего Малика женщины все кружатся, а мужчины бродят в раздумьях.

Закатное и рассветное солнце всегда светит прямо в объектив неизменного оператора Эммануэля Любецки.

Герои позднего Малика ищут смысл жизни и находят его обычно в законах существования вселенной.

Героини царственно возлежат на диванах, передвигаются, будто танцуют, и часто замирают с бокалом на фоне какой-нибудь серой стены.

Мотивы фильмов Малика бескомпромиссны — жизнь и смерть. При этом драматические экзистенциальные события обычно происходят или с людьми шоу-бизнеса, или же просто с успешной семейной парой.

Почти все свои последние фильмы Малик снимал без сценария, и при этом в каждой картине присутствует закадровый голос, который произносит что-то типа: «Мать и отец, вы всегда боретесь во мне».

Эти и другие особенности режиссера Терренса Малика вы можете увидеть в его главных фильмах: «Тонкая красная линия», «Новый Свет», «Древо жизни», «Песня за песней».

Как понять, что вы смотрите фильм Аки Каурисмяки?

Место действия — Хельсинки. Столица Финляндии показывается предельно реалистично, без примеси какой-либо романтики.

Герои — немногословные мусорщики, тоскующие супермаркетовские кассирши, престарелые официантки, застенчивые ночные охранники или гастарбайтеры. Они меланхоличны и одиноки.

Герои много пьют, а иногда сами являются владельцами баров и ресторанов (эта деталь автобиографична — братья Аки и Мика Каурисмяки являются совладельцами бара «Корона» в Хельсинки).

События происходят медленно и размеренно, а в разговорах обсуждаются всякие пустяки. Каурисмяки тяготеет к стилю Райнера Вернера Фассбиндера и Робера Брессона, поэтому его герои часто склонны к саморазрушению и самокопанию, которое происходит на фоне нагнетающих тоску белых ночей.

В то же время фильмы Каурисмяки сентиментальны и оптимистичны одновременно, несмотря на то что его герои часто оказываются в удручающе безвыходной ситуации. Эти персонажи — люди «на дне», живущие на задворках Европы, но при этом исполненные глубокого достоинства и человеколюбия. Каурисмяки парадоксален и гуманистичен.

Эти и другие особенности режиссера Аки Каурисмяки вы можете увидеть в его главных фильмах: «Преступление и наказание», «Девушка со спичечной фабрики», «Жизнь богемы», «Человек без прошлого», «Гавр», «По ту сторону надежды».

Как понять, что вы смотрите фильм Роя Андерссона?

Схожесть с живописью. Чаще всего мизансцены в фильмах шведского режиссера композиционно напоминают картины Эдварда Хоппера, Оноре Домье, а также более молодых художников — Отто Дикса и Георга Шольца.

В картине бесчисленное количество сюжетных линий и героев — примерно до сорока сегментов, и второстепенные герои появляются то в одном, то в другом куске фильма.

Интерьеры похожи на натюрморты. Андерссон уделяет большое внимание комнатам героев, считая, что их убранство является лучшей иллюстрацией характеров персонажей.

В начале перед титрами идет длинная увертюра — вступление в сюжет; а наряду с освещением и декорациями большое значение придается хореографии движений актеров в кадре.

В фильме одновременно присутствуют сюрреализм, гротеск и абсурд, но в то же время обыденность и повседневность.

Эти и другие особенности режиссера Роя Андерссона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Шведская история любви», «Песни со второго этажа», «Ты, живущий», «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии».

Источник: https://www.ivi.ru/titr/motor/movie-expert