Моторы для ЛиАЗов: отечественные двигатели

Начиная с 1959 г. (когда ЛиАЗ официально пустил в серию свой первый автобус), машины комплектовались различными двигателями. Изначально советскими бензиновыми моторами, позже – дизелями, со временем начали использовать импортные дизельные и газовые установки. Сегодня применяются двигатели отечественного, китайского и европейского производства, одна из марок – родом из США. Всего мы насчитали более 20 моторов, которые устанавливались ранее или продолжают устанавливаться до нашего времени. Далее – конкретно по каждой группе.

ЗИЛовское прошлое

Двигатели ЗИЛ-158 устанавливались на автобусы ЗИЛ-158 и ЗИЛ-158В с 1959-1970 гг. Именно с этих моделей и начался выпуск автобусов на ЛиАЗе. Бензиновый нижнеклапанный мотор был скомпонован по принципу рядного 6 цилиндрового двигателя. Габариты были значительные: при размерах 101,6?114,3 мм и рабочем объеме 5,55 л, мог развивать максимальную мощность всего 109 л.с. Максимальные обороты были доступны на уровне 2800 об/мин; максимальный крутящий момент 333,5 Н•м (34,5 кгс-м) развивался при 1300 об/мин. Степень сжатия составляла 6,5.

ЗИЛ-509.10-401 – силовая бензиновая установка самого популярного советского городского автобуса ЛиАЗ 677 (1967 – 2000). V-образная «восьмерка» отличалась огромной прожорливостью: порядка 35 л/100 км при максимальной скорости 40 км в час. А по отдельным историям, его расход мог доходить и до двух канистр на 100 км – 50 л! Модель этого двигателя – это всего лишь доработанный мотор военных грузовиков. Прототипом выступил мотор ЗИЛ-130, которому увеличили рабочий объем до 7 л. мощность тоже выросла – 175 л.с. при 3200 об/мин. Максимальный момент - 470 Н•м (48 кгс•м) достигался при 1800—2000 об/мин. На мотор устанавливали карбюратор К-90Б и масляно-инерционный фильтр.

Группа КАМАЗ

ЛиАЗы активно снабжали камазовскими дизелями до знаменитого пожара на моторном производстве КамАЗа. Но экономические неурядицы и долгое восстановление производства отпечаталось на судьбе этого сотрудничества. В 21 веке камазовские двигатели на ЛиАЗы уже не ставят, но старые ремонтируют активно.

КамАЗ-740.11-240 – дизель, который устанавливался на модели ЛиАЗ 5256, и модификацию ЛиАЗ 5256.40, с далекого 1984 г. Рабочий объем - 10,85 л., мог «выпустить на волю» до 240 скакунов. Двигатель также применялся для установки на многие трактора и грузовики того времени. Основное преимущество – это одна из надежных и некапризных двигательных установок своего периода, способная «пахать» и в дождь и в снег, и в жару. КамАЗ-740.11-240 - дизельный мотор с турбонаддувом, соответствующий эконорме Евро-1. V-образный, 8 цилиндровый мотор. Диаметр цилиндра – 120 мм, «разбег» поршня – 120 мм. Степень сжатия – 16,5. Вся мощь заключалась в 835 кг массы агрегата. Максимальный момент в 834 (85) Н•м (кгм) достигается на уровне 1400 об/мин

КамАЗ-740.31-240 устанавливали на модификацию ЛиАЗ 5256.45. Вес нового агрегата увеличился на 50 кг – до 885 кг. Мотор получил новые форсунки, увеличен на 50% объем системы охлаждения, поставлена новая система питания топливом. Основная конструкция осталась без изменений: поршневая группа от КамАЗ-740.11-240, блок цилиндров и большинство запчастей перекочевали в новую установку. За счет модернизации удалось значительно увеличить максимальный крутящий момент – автобус стал «тяговитей», мощность в этом режиме выросла со 122 до 137 л.с. Максимальная мощность осталась прежней – 240 «лошадей».

Двигатель КамАЗ 740.65-240 достался модификации ЛиАЗ 5256.46. Эта дизельная установка объемом 11,76 л была способна выдавать 240 л.с. при 1900 об/мин. Максим, крутящий момент в 980 Нм достигается при 1300 об/мин.

Все вышеуказанные модели выпускаются до сегодняшнего дня. Они оснащаются импортными и отечественными агрегатами: форсунками, стартерами и другими узлами. Техника считается достаточно неприхотливой и работоспособной. Цена зависит от комплектации, которую изготовитель предлагает на выбор.

ЯМЗ – основной поставщик

После пожара на КамАЗе, с 1996 г. в Ликино постепенно переходят на двигатели Ярославского моторного завода. Изначально применялись моторы семейства ЯМЗ 236 для машин базовой длины (ЛиАЗ 5256, ЛиАЗ 5256.30, ЛиАЗ 5256.35), а со временем и более мощные ЯМЗ 6563 (ЛиАЗ 5256.36). Семейство 236 до сих пор выпускается заводом и проблем с запчастями не наблюдается. Версия мотора соответствующего нормам Евро-4 ЯМЗ-536 впервые была установлена на модификацию ЛиАЗ 5256.60 , более экономная версия ЯМЗ-5364 также устанавливается на эту машину.

Дизели ЯМЗ-236НЕ-6, ЯМЗ-236НЕ-18 и ЯМЗ-236НЕ-28 отличаются только системой ТНВД. Остальные параметры сходны. Компоновка V6, рабочий объём – 11.1 л, максимальная мощность, 169 (230) кВт (л.с.) достигается при частоте 2100 об/мин. Клапанной механизм: OHV (12/16). Поршневая группа идентична. Диаметр цилиндра – 130 мм, разбег поршня – 140 мм. Степень сжатия:17,5. МКМ – 882 (90) Н•м (кгс•м) вырабатывается на оборотах 1200–1400 об/мин. Размеры обеих установок 1810?1045?1080 мм, масса – 1275 кг. Модификации ЯМЗ-236НЕ-18 и ЯМЗ-236НЕ-28 используются в качестве запчастей ко многим ЛиАЗ-5256.

ЯМЗ 6563 (эконорма – Евро-3). Модель оснащена рядом электронных систем и более прогрессивной топливной системой. 6-цилиндровый V-образный дизель с рабочим объемом 11,15 л схож с предшественником – ЯМЗ-236. Поршневая группа – идентичная, степень сжатия выросла до 17,9. Мощность осталась без изменения, правда достигается она на более низких оборотах – 1900 об/мин – мотор стал экономичнее. Максимальный крутящий момент, как и у 236, но достигается раньше – на 1100-1300 об/мин.

Новые автобусы, заменившие на конвейере ЛиАЗ 5256, с заводскими индексами ЛиАЗ 5292.60 и ЛиАЗ 5293.60 заполучили менее мощную дизельную установку ЯМЗ-5362, но она отличается от прототипа большей экономностью при потреблении солярки.

Несколько лет назад ООО "НИТавто" получило статус официального дилера ООО "Силовые агрегаты-Группа ГАЗ" на право реализации запасных частей ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод) и ЯЗДА (Ярославский завод дизельной аппаратуры). Условия сотрудничества с заводами-изготовителями позволяют компании "НИТавто"предложить своим клиентам наиболее оптимальное соотношение цены и качества предлагаемой продукции.