Какие типы двигателей бывают? Самое главное о моторах

23.07.2017

Двигатель внутреннего сгорания — технически сложная конструкция. Изложим простым языком основные признаки, по которым принято классифицировать моторы.

1. Топливо: бензин и дизель

На практике автомобильные двигатели разделяют на бензиновые и дизельные. Бензиновые используют в качество топлива — бензин, дизельные — дизтопливо или солярку. Разумеется, топливные системы бензинового и дизельного двигателей отличаются с конструктивной точки зрения. К примеру, воспламенение в бензиновом двигателе происходит за счет искры от свечей зажигания, а дизельный мотор работает за счет сжатия.

Как правило, бензиновый двигатель достигает максимальную мощность и крутящий момент на высоких оборотах. Дизель, напротив, зачастую наиболее эффективен на низких или средних оборотах. Это влияет на характер езды.

2. Атмосферный или наддувный

Под наддувным мотором понимают силовой агрегат, дополненный турбиной. Его же именуют турбированным. Принцип работы турбонаддува упрощенно можно объяснить так: турбина способствует более мощному сгоранию, подобно тому как разгорается огонь при поступлении кислорода. В принципе это и обеспечивает турбина, надувая воздух в камеру сгорания. Горение усиливает, как следствие высвобождается больше энергии и повышается мощность.

3. Компоновка: рядный, оппозитный, V-образный или W-образный

Цилиндро-поршневая группа может быть расположена по-разному. Это и называют компоновкой двигателя. Если цилиндры расставлены в ряд, мотор считается рядным. Если цилиндры симметрично расположены в форме латинской буквы V, такой мотор называется V-образным. Преимущество подобной компоновки в компактности. Именно потому рядную компоновку чаще всего имеют трех или четырехцилиндровые моторы. В автомобильной истории были и рядные шестицилиндровые двигатели, но в последние годы они сдаются в архив — слишком велик вес, расход топливо и выбросы вредных веществ по современным экологическим требованиям. А вот восьмицилиндровые моторы бывают только V-образными. Также часто компонуют 12-цилиндровые двигатели, которые, впрочем бывают и W-образным.

Отдельный тип — оппозитники. В таких двигателях цилиндры лежат горизонтально. Преимущество этой конструкции в снижении центра тяжести. Именно потому оппозитники встречаются преимущественно на спортивных автомобилях, например, Порше или Субару.