А-20 "Бостон" - "американец", дравшийся в рядах Красной Армии

Американский бомбардировщик Дуглас А-20 "Бостон",( некоторые модификации назывались "Хэвок") является одной из самых известных машин среди поставлявшихся по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной войны. A-20 стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим самые разные функции — дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Особенно велика была его роль в морской авиации, в первую очередь - в минно-торпедных полках.

В марте 1936 года на фирме "Нортроп" в инициативном порядке началось проектирование двухмоторного штурмовика под обозначением "модель 7А" — цельнометаллического самолета с высокорасположенным крылом и убираемым трехколесным шасси с носовой стойкой. В 1937 году Армия США объявила официальные требования к новому штурмовику: скорость не менее 322 км/час, дальность полета 1930 км, бомбовая нагрузка 600 кг. В дальнейшем его проектирование осуществлялось уже фирмой "Дуглас", которая поглотила "Нортроп". Конкурс, состоявшийся в июле 1938 года, победителя не выявил, и участвовавшим в нем фирмам предложили построить по одному прототипу самолетов для сравнительных испытаний. Опытный экземпляр "модели 7В" впервые поднялся в воздух 26 октября 1938 года. В ходе испытаний машина продемонстрировала хорошую скорость, отличную для двухмоторного самолета маневренность и отсутствие каких-либо неприятных особенностей пилотирования.

И хотя американские военные пока не спешили закупать самолет, изделие «Дугласа» ждал коммерческий успех — самолет был заказан Францией. 17 августа 1939 года поднялся в воздух прототип, получивший обозначение ДБ-7( Дуглас Бомбер-7 ), доработанный по французским требованиям, а в октябре начался выпуск серийных машин. Общий объем производства составил 7478 самолетов.

Самолет имел 14-цилиндровые двигатели "Пратт энд Уитни" мощностью1200 л.с. Стрелковое вооружение состояло из шести 7,5-мм пулеметов (4 неподвижных в носовой части, по 1 в верхней и нижней установках). Масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Экипаж — 3 человека. По французскому заказу изготовлено 270 самолетов, обозначавшихся во Франции ДБ-7Б3. Большинство самолетов из-за поражения Франции попали в Великобританию, где обозначались "Бостон". На самолетах установили 7,7-мм пулеметы и бортовое оборудование британского образца. Впоследствии они переоборудовались в ночные истребители "Хэвок". Для армии США выпускались модификации, имеющие более мощные двигатели мощностью 1600 л.с. и отличающиеся набором вооружения. Более поздние модификации имели двигатели мощностью 1700 л.с.

В СССР было отправлено 3128 самолетов "Бостон" различных модификаций. Поставки самолетов начались в конце 1941 года. "Бостоны" заслужили отличную репутацию у наших летчиков. Эти машины обладали хорошими по тому времени летными качествами. Они могли конкурировать с немецкой техникой в скорости и маневренности». Когда "Бостоны" появились на советско-германском фронте, они обгоняли наши новые Пе-2. Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, очень важны становились пилотажные качества самолета. "Бостон" был прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Взлет и посадка на нем выполнялись гораздо проще, чем на отечественном Пе-2.

Моторы работали надежно, хорошо запускались, однако при весьма интенсивной эксплуатации не вырабатывали предписанный ресурс. Правда, номинальный ресурс двигателей "Бостонов" превышал ресурс всех отечественных авиамоторов вдвое, а то и втрое.

Кабины А-20 были просторны, и летчик, и штурман имели хороший обзор, они располагались в удобных креслах с бронезащитой. Кабина отапливалась, что после наших СБ, Ил-4 и Пе-2 казалось немыслимой роскошью. Американцы по сравнению с советскими конструкторами уделяли больше внимания комфорту экипажа. Кабина А-20 была просторна. Наших пилотов поражало обилие приборов на сравнительно небольшой машине, в том числе гироскопических. Самолет имел полный набор современного навигационного и радиооборудования. И, простите за интимную подробность - туалет для экипажа. В боевом положении унитаз закрывался крышкой, на которой в бою сидел стрелок-радист. У нас экипаж "Бостона" увеличили, добавив к стрелку-радисту отдельного нижнего стрелка.

Первым в мае 1942 года в бой на Южном фронте пошел 794-й бомбардировочный авиационный полк, а летом 1942 года на фронте воевали уже целые дивизии, укомплектованные "Бостонами", которые участвовали в Сталинградской битве и в боях в предгорьях Кавказа. С осени 1942 года в СССР проводили планомерные доработки стрелкового вооружения поставлявшихся самолетов — на них устанавливали советские турели с 12,7-мм пулеметами.

Бомбардировщик А-20 "Бостон", сражавшийся в предгорьях Кавказа.
Бомбардировщик А-20 "Бостон", сражавшийся в предгорьях Кавказа.

Бомбардировщик А-20 "Бостон", сражавшийся под Сталинградом.
Бомбардировщик А-20 "Бостон", сражавшийся под Сталинградом.

Особое место занимал "Бостон" в роли торпедоносца, минного заградителя и топмачтовика. За годы войны он стал, пожалуй, основным самолетом нашей минно-торпедной авиации, серьезно потеснив Ил-4. "Бостоны" состояли на вооружении минно-торпедной авиации всех флотов. На Севере на них летал 9-й гвардейский минно-торпедный полк, на Балтике - 2-й гвардейский и 51-й, на Черном море - 13-й гвардейский. А 36-й минно-торпедный полк сперва перебросили с Черного моря на Северный флот, а затем в августе 1945 года - в состав ВВС Тихоокеанского флота.

А-20 "Бостон" в варианте торпедоносца - верхнее фото, и в варианте бомбардировщика-топмачтовика - нижнее фото.
А-20 "Бостон" в варианте торпедоносца - верхнее фото, и в варианте бомбардировщика-топмачтовика - нижнее фото.

На торпедоносных A-20 советские морские летчики одержали много побед. "Бостоны" обычно действовали в качестве так называемого "низкого торпедоносца" - они сбрасывали торпеды на дистанции 600 - 800 м от цели с высоты 25 - 30 м - с бреющего полета. Скорость самолета при этом равнялась примерно 300 км/час.

Подвеска авиационной торпеды на торпедоносец А-20 "Бостон". Минно-торпедный полк морской авиации Северного флота.
Подвеска авиационной торпеды на торпедоносец А-20 "Бостон". Минно-торпедный полк морской авиации Северного флота.

На торпедных мостах можно было подвешивать также авиационные мины и бомбы крупных калибров. Таким способом А-20 в июле 1944 года поставили с воздуха в устье Даугавы и в Таллинском заливе 135 мин, в основном магнитных, типа АМГ. A-20 "Бостон" брал две такие мины весом по 500 кг. Такие же минные постановки проводились под Кенигсбергом.

На торпедоносцах 1-го гвардейского минно-торпедного полка устанавливались первые советские бортовые локаторы, предназначенные для обнаружения морских надводных целей. Первый боевой вылет совершил 15 октября 1944 года командир полка Герой Советского Союза Иван Иванович Борзов. В условиях плохой видимости радиолокатор позволил найти в Рижском заливе группу из трех немецких кораблей. Прицеливаясь по экрану локатора, экипаж выпустил торпеду и потопил транспорт водоизмещением 15 000 тонн, груженный боевой техникой. Впоследствии таким образом потопили еще несколько судов.

В море "Бостоны" охотились не только за надводными кораблями, но и за подводными лодками. 22 марта 1945-го два A-20 потопили немецкую субмарину. На счету Героя Советского Союза Евгения Ивановича Францева были две подводные лодки - одну он уничтожил 21 января 1944 года, а другую - 4 апреля того же года. Герою Советского Союза Александру Васильевичу Преснякову удалось потопить лодку в надводном положении торпедой, а Герою Советского Союза Иосифу Кузьмичу Сачко - бомбой с топмачтового захода.

Наиболее известный пример удачных действий советских топмачтовиков - потопление немецкого крейсера ПВО "Ниобе". 8 июля 1944 года он стоял в финском порту Котка. В налете участвовали полк пикировщиков Пе-2 и две пары топмачтовиков A-20 из 51-го гвардейского минно-торпедного полка. Каждый из "Бостонов" нес по две бомбы ФАБ-1000. Первыми атаковали пикировщики: в крейсер попали две бомбы. Затем зашла первая пара топмачтовиков A-20, ФАБ-1000 врезались в "Ниобе", и он затонул. Вторая пара развернулась на стоявший рядом транспорт и поразила его. Кроме "Ниобе" на счету топмачтовиков Балтики - линейные крейсера "Шлезиен" и "Принц Ойген", вспомогательный крейсер "Орион", много эсминцев и транспортов.

В ходе войны А-20"Бостон" стал многоцелевой машиной, продемонстрировав существенно более широкие возможности, чем Пе-2. Всего в советских ВВС "Бостоны" эксплуатировались до начала 50-х годов, а в морской авиации — до 1953 года.