Дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин. Ас номер 2 Люфтваффе Герхард Баркхорн не смог его сбить...

Алексей Васильевич Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Ресова Гора Тверской губернии. После окончания школы работал в Москве и учился в аэроклубе. В армии с декабря 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков и был направлен в 69-й истребительный авиационный полк в Одесском военном округе. Летал на самолете И-16. Войну начал в Одессе.

Истребитель И-16 конструкции Николая Николаевича Поликарпова. На этом самолете летал Алексей Алелюхин.
Истребитель И-16 конструкции Николая Николаевича Поликарпова. На этом самолете летал Алексей Алелюхин.

На 3-й день войны Алексей на истребителе И-16 в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Хейнкель Хе-111. Это была первая групповая победа.

Немецкий бомбардировщик Хейнкель Хе-111. Основной бомбардировщик Люфтваффе  средней дальности. Нес бомбовый груз весом до 3000 кг и имел оборонительное вооружение.
Немецкий бомбардировщик Хейнкель Хе-111. Основной бомбардировщик Люфтваффе средней дальности. Нес бомбовый груз весом до 3000 кг и имел оборонительное вооружение.

На истребителе И-16 Алексей одержал свою первую победу - в небе над Одессой сбил самолет ПЗЛ-24.

Трофейный истребитель польского производства ПЗЛ-24. Использовался ВВС Румынии в боях под Одессой. Биплан с двигателем воздушного охлаждения и закрытой кабиной.
Трофейный истребитель польского производства ПЗЛ-24. Использовался ВВС Румынии в боях под Одессой. Биплан с двигателем воздушного охлаждения и закрытой кабиной.

2 сентября 1941 года был легко ранен в ногу. Осенью полк был перевооружен на новые истребители ЛаГГ-3.

Истребитель ЛаГГ-3 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина, Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова. Истребитель имел деревянную конструкцию с использованием прессованной дельта-древесины и двигатель водяного охлаждения. Имел мощное вооружение, но недостаточную маневренность и небольшую скорость. Сражаться с истребителями Мессершмитт Ме-109 было очень тяжело. Тут было мало просто храбрости и мужества - надо было иметь еще и высокое мастерство и квалификацию.
Истребитель ЛаГГ-3 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина, Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова. Истребитель имел деревянную конструкцию с использованием прессованной дельта-древесины и двигатель водяного охлаждения. Имел мощное вооружение, но недостаточную маневренность и небольшую скорость. Сражаться с истребителями Мессершмитт Ме-109 было очень тяжело. Тут было мало просто храбрости и мужества - надо было иметь еще и высокое мастерство и квалификацию.

5 декабря 1941 года Алексей Алелюхин награжден первой боевой наградой - Орденом Боевого Красного Знамени.

Орден Боевого Красного Знамени. Одна из самых высших боевых наград СССР. Этот орден очень ценился фронтовиками.
Орден Боевого Красного Знамени. Одна из самых высших боевых наград СССР. Этот орден очень ценился фронтовиками.

В небе Сталинграда Алексей Алелюхин одержал одну из самых знаменитых своих побед. Его одиночный ЛаГГ атаковали 4 истребителя Ме-109, он шесть раз уходил от их атак крутым пикированием почти до земли, и во время одного из пике сумел сманеврировать и сбил Ме-109.

Истребитель Мессершмитт Ме-109 конструкции Вилли Мессершмитта. Основной истребитель Люфтваффе. Имел мощное вооружение - авиационную пушку калибра 20 мм и два крупнокалиберных пулемета калибра 13 мм. Был более скоростным и маневренным, чем советский истребитель ЛаГГ-3.
Истребитель Мессершмитт Ме-109 конструкции Вилли Мессершмитта. Основной истребитель Люфтваффе. Имел мощное вооружение - авиационную пушку калибра 20 мм и два крупнокалиберных пулемета калибра 13 мм. Был более скоростным и маневренным, чем советский истребитель ЛаГГ-3.

Алексею досталось редкое везение - узнать мнение о себе одного из лучших асов Люфтваффе. В небе Сталинграда Алексей Алелюхин на истребителе ЛаГГ-3 встретился один на один в маневренном воздушном бою с асом № 2 Люфтваффе Герхардом Баркхорном. Баркхорн воевал с 1940 года, участвовал в воздушной битве за Англию, всего за войну сбил 301 вражеский самолет, при этом сам был сбит 9 раз, и награжден высшими наградами Германии. Герхард Баркхорн позднее вспоминал, что в 1942 году на Сталинградском фронте он "крутил карусель" - вел маневренный воздушный бой на горизонтали - с одиночным ЛаГГ-3 в течении 40 минут, он был мокрый, как после душа и совершал в воздухе все мыслимые и немыслимые фигуры высшего пилотажа, но ничего не мог сделать. Противник был летчиком одного из советских гвардейских истребительных полков, настоящим асом. Противники оказались достойны друг друга - ни один самолет не был сбит... Сорок минут маневренного воздушного боя один на один - это очень много, это почти рекорд. Обычно в маневренном воздушном бою все решают мгновения. Мало кто во время войны смог узнать о себе мнение врага, тем более такого врага! После этого боя, приземлившись, Алексей не смог вылезти из кабины самолета самостоятельно - не было сил!

Под Сталинградом Алелюхин становится командиром эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Этот полк специально формировался для завоевания господства в воздухе. Там воевали такие в дальнейшем прославившиеся асы, мастера воздушного боя, как Павел Головачев, Аркадий Ковачевич, Султан Амет-хан и многие другие. Полк перевооружают самолетами Як-1, эскадрилья Алелюхина окрашивает кок винта в красный цвет, эскадрилья Ковачевича - в синий, а эскадрилья Амет-хана - в желтый.

Истребитель Як-1 конструкции Александра Сергеевича Яковлева. На таком истребителе сражался под Сталинградом Алексей Алелюхин.
Истребитель Як-1 конструкции Александра Сергеевича Яковлева. На таком истребителе сражался под Сталинградом Алексей Алелюхин.

Под Мелитополем Алелюхин ведет в бой девятку и атакует группу из 50-и пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87, идущих под прикрытием истребителей Ме-109.

Группа пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87 в атакующем строю. Такие бомбардировщики часто применялись массированно большими группами.
Группа пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87 в атакующем строю. Такие бомбардировщики часто применялись массированно большими группами.

В первой же атаке удалось сбить ведущих и рассеять группу, которая в беспорядке сбросила бомбы на свои позиции. 23 августа 1943 года Алексей Алелюхин получает звание Героя Советского Союза. Вторую Золотую Звезду Алексей получает 1 ноября 1943 года. В этот период Алексей летал на Аэрокобре, любил ее за мощное оружие и хорошую радиосвязь.

Истребитель П-39 "Аэрокобра" фирмы Белл. Поставлялись в СССР из США в порядке военной помощи по закону о ленд-лизе. Аэрокобра очень высоко ценилась нашими летчиками за высокую скорость, мощное вооружение и совершенную по тем временам радиосвязь.
Истребитель П-39 "Аэрокобра" фирмы Белл. Поставлялись в СССР из США в порядке военной помощи по закону о ленд-лизе. Аэрокобра очень высоко ценилась нашими летчиками за высокую скорость, мощное вооружение и совершенную по тем временам радиосвязь.

Достижения и боевые заслуги Алексея Алелюхина в это время признает и враг. В немецком эфире зазвучало для летчиков Люфтваффе грозное предупреждение: "Внимание! В воздухе Алелюхин!" Раньше немцы предупреждали своих пилотов только про Покрышкина.

С конца 1944 года летал на именном истребителе Ла-7 с надписью "Алексею Алелюхину от коллектива ТРЕСТА № 41 НКАП".

Истребитель Ла-7 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Этот именной самолет был подарен Алексею Алелюхину работниками авиационной прмышленности.
Истребитель Ла-7 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Этот именной самолет был подарен Алексею Алелюхину работниками авиационной прмышленности.

Последний свой бой Великой Отечественной войны Алексей Алелюхин провел над Балтикой 27 марта 1945 года и сбил два истребителя ФВ-190.

Истребитель Фокке-Вульф ФВ-190. Бронированный самолет с мощным вооружением был сложным и опасным противником.
Истребитель Фокке-Вульф ФВ-190. Бронированный самолет с мощным вооружением был сложным и опасным противником.

За время войны Дважды Герой Советского Союза командир эскадрильи Алексей Васильевич Алелюхин выполнил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев, лично сбил 40 вражеских самолетов и 17 самолетов в группе. В 1948 году окончил Военную Академию им. Фрунзе. Участвовал в войне в Корее, командовал истребительной авиационной дивизией, но сам боевых вылетов не выполнял. Освоил реактивный МИГ-15. В 1954 году окончил Военную Академию Генштаба. Служил на командных должностях в ВВС СССР.

Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин.
Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин.

С 1985 года в отставке. Жил в Москве. Умер 29 октября 1990 года, похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с другими известными летчиками. Они вместе летали и жили в небе, теперь вместе покоятся в земле. Будет возможность - поклонитесь...