Германский тяжелый танк А7V Первой Мировой войны. Его экипаж состоял из 18 человек...

15 сентября 1916 года в одной из самых кровопролитных битв Первой Мировой войны на реке Сомма англичане впервые применили такое оружие, как танк. Немецкое командование сначала организовало противотанковую оборону, но вскоре стало ясно, что Германии нужны собственные танки. Для разработки таких машин решением Военного министерства Германии 13 ноября была создана техническая комиссия, в которую входили представители армии и фирм "Даймлер", "Бенц", "Опель" и других фирм. Комиссия была создана при 7-м транспортном отделе Военного министерства А7V, в честь которого и был назван первый германский танк. Первый серийный немецкий тяжелый танк A7V удалось выпустить только в октябре 1917 года. До окончания Первой Мировой войны в сентябре 1918 года Германии удалось выпустить только 20 танков при запланированном производстве 100 машин.

Германский танк А7V.
Германский танк А7V.

Танк создавался на базе трактора. Ходовая часть танка A7V была выполнена по типу трактора "Холт", броневой корпус устанавливался на прямоугольной коробчатой раме на заклепках. Силовая установка представляла собой два 100-сильных двигателя фирмы "Даймлер". Удачная для своего времени трехскоростная коробка передач позволяла водителю менять скорость движения танка. Скорость танка по шоссе составляла 12 км/час, запас хода по шоссе 35 км, преодолеваемый подъем 18 градусов, преодолеваемая стенка 0,45 метра, преодолеваемый ров 2,2 метра, преодолеваемый брод 0,8 метра.

Длина танка 7,305 метра, ширина 3,06 метра, высота 3,30 метра, клиренс 200 мм. Боевой вес танка составлял 30 тонн.

Германский танк А7V вид спереди.
Германский танк А7V вид спереди.

Ходовая часть имела так называемые "ходовые тележки", подвешенные на вертикальных цилиндрических пружинах к поперечным коробчатым балкам. Одна тележка несла пять опорных катков по типу железнодорожных. На каждый борт приходилось по три тележки. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась шестью роликами, крепящимися попарно по бокам рамы. Оси поддерживающих роликов и ведущего колеса были жестко связаны с рамой. Ось направляющего колеса снабжалась механизмом регулировки натяжения гусеницы.Направляющее и ведущее колеса - спицованные. Ведущее колесо, расположенное сзади, имело зубчатый венец, который зацеплял шарниры гусеничной цепи. Траки гусениц выполнялись из башмака и рельса. Башмак с поперечными грунтозацепами ложился на грунт, сверху по рельсу двигались опорные катки. Привод гусеницы каждого борта включал сцепление, трехскоростную коробку передач, конические передачи переднего и заднего хода и однорядный бортовой редуктор.

Танк А7V. На фото видно вооружение переднего, заднего, и одного бокового борта.
Танк А7V. На фото видно вооружение переднего, заднего, и одного бокового борта.

Вооружение танка состояло из одной пушки калибра 57 мм и шести пулеметов калибра 7,92 мм. Многочисленное вооружение привело к рекордному увеличению экипажа танка, который состоял из 18 человек - командира экипажа в звании лейтенанта, десяти пулеметчиков ( на шесть пулеметов, то есть шесть пулеметчиков и четыре помощника) а также денщика, командира орудия и наводчика, а также водителя и двух механиков. За связь отвечал голубевод-фельдфебель, связь осуществлялась почтовыми голубями. В бою весь экипаж находился внутри боевого отделения, там было очень жарко - до 60 градусов Цельсия, и большая загазованность от пороховых газов. Танкисты часто теряли сознание, пулеметчики мешали артиллеристам и друг другу. На марше экипажи предпочитали располагаться на крыше танка. Командир танка располагался вместе с водителем на верхней площадке - это давало хороший обзор местности, но затрудняло наблюдение за дорогой прямо перед танком.

Танк А7V.
Танк А7V.

На танке А7V применялась броня стальная катаная, лоб корпуса верх толщиной 30 мм, лоб корпуса низ толщиной 20 мм, корма корпуса 20 мм, днище 15 мм, крыша корпуса 15 мм. Это бронирование позволяло танку успешно противостоять пулям, осколкам, и даже прямым попаданиям осколочно-фугасных снарядов легкой артиллерии. Ходовая часть также была бронирована.

Широкие гусеницы позволяли танку двигаться по рыхлому грунту, но только по ровной местности без бугров, рытвин и воронок. Большая высота танка в сочетании с небольшой шириной могли привести танк к опрокидыванию. Единственный сохранившийся в настоящее время экземпляр германского тяжелого танка А7V, хранящийся в музее австралийского города Квинсленд, перевернулся на ходу, попав в бою в снарядную воронку. Танк был брошен экипажем в исправном состоянии, и впоследствии вывезен в Австралию.

В целом конструкция германского тяжелого танка А7V воплощала идею подвижного форта, приспособленного для круговой обороны, и совершенно неподходящего для прорыва позиций противника. Впервые танки А7V вступили в бой в марте 1918 года на берегах канала Сен-Кантен. Первый встречный танковый бой произошел в апреле 1918 года в Виллер-Бретонне. Всего в боевых действиях было уничтожено 4 танка А7V, два танка захвачены противником и один танк брошен экипажем. Остальные танки после окончания войны сданы на слом.

Кстати, все тяжелые германские танки А7V имели, подобно кораблям, имена собственные - "Гретхен", "Мефисто", "Баден", "Зигфрид", "Циклоп", "Эльфридо", "Лотта", "Альфред", "Хаген" и так далее.