Як-3 - лучший истребитель ОКБ А.С.Яковлева периода Великой Отечественной. До высоты 5000 м он превосходил все самолеты Люфтваффе

Среди истребителей разных стран на фронтах Второй Мировой войны Як-3 был самым легким и маневренным. Ведущий немецкий летчик-испытатель Люфтваффе Ганс Вернер Лерхе назвал его "маленьким свирепым зверем".

Самолет Як-3 был создал в 1943 году ОКБ А.С.Яковлева как дальнейшее развитие оправдавшего себя в боях истребителя Як-1. Конструкторам была поставлена задача улучшить живучесть, боевые характеристики и огневую мощь. Для этого им нужно было снизить вес и увеличить скорость. Опытный вариант Як-3 отличался укороченным крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15), его конструкция была изменена. Все деревянные силовые элементы конструкции самолета были заменены металлическими, что значительно уменьшило вес. Самолет получил новую модификацию двигателя. Для улучшения аэродинамических свойств в планер также были внесены изменения - изменился масляный радиатор, лобовое стекло состояло теперь из одного куска, что сильно повышало обзорность. Заводские испытания опытного образца показали отличные результаты. Достигнутая скорость в 650 км/час значительно превосходила заданную, также самолет показал отличные летные характеристики на малых высотах. В октябре самолет проходит государственные испытания и сразу же было начато серийное производство.

Следует отметить, что основной задачей истребителя Як-3 была борьба с истребителями противника, так как из-за ограниченного запаса топлива он имел продолжительность полета всего 40...45 минут и не подходил для сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков. Однако для завоевания господства в воздухе Як-3 обладал всеми необходимыми качествами. Это показали войсковые испытания Як-3 в 91-м истребительном авиационном полку. На Як-3 было выполнено 431 боевой вылет, проведено 5 групповых воздушных боев, в которых летчики сбили 23 вражеских самолета, при этом собственные потери составили 2 истребителя и 3 поврежденных. Особенно интересен бой, проходивший 16 июля 1944 года. В воздухе сошлись 18 Як-3 и 24 немецких истребителя. В итоге немцы потеряли 15 самолетов, а с советской стороны один Як-3 был сбит и один поврежден, но сумел дотянуть до своего аэродрома.

Истребитель Як-3 в полете.
Истребитель Як-3 в полете.

Советские летчики после освоения Як-3 умело использовали его высокие качества. В маневренном бою с Мессершмиттом Ме-109 Як-3 заходил ему в хвост уже с первого разворота на вертикали и после трех-четырех виражей по горизонтали. Более тяжелый истребитель Фокке-Вульф ФВ-190 проигрывал Як-3 еще больше.

Эксперты Люфтваффе внимательно следили за работой ОКБ АС Яковлева. В 1944 году, в связи с появлением Як-3 на фронте, немецкое командование разослало своим авиационным частям на Востоке директиву, в которой предписывалось избегать на высотах до 5 км и ниже боев с истребителями «Як», не имеющими воздухозаборника под капотом. (Так немцы отличали Як-3 от других модификаций).

На фронте Як-3 не заменил другие советские истребители, обладавшие большей дальностью полета и более мощным вооружением, но прекрасно дополнил их. Зная об ограниченном запасе топлива Як-3, этот истребитель обычно использовали по вызову наземных постов наблюдения.

В сентябре 1944 года истребители Як-3 получил французский истребительный авиационный полк "Нормандия-Неман", воевавший в составе 303-й истребительной авиационной дивизии. Французы очень быстро освоили новый самолет. 16 октября 1944 года полк выполнил 110 самолето-вылетов и провел 10 воздушных боев, в которых было сбито 9 вражеских самолетов и 2 подбито. Яки потерь не имели. На следующий день французы уничтожили 16 вражеских самолетов, при этом один Як-3 был подбит и пилот выпрыгнул с парашютом.

Истребитель Як-3 полка "Нормандия-Неман". Кок винта был окрашен в цвета флага Франции.
Истребитель Як-3 полка "Нормандия-Неман". Кок винта был окрашен в цвета флага Франции.

За мужество и героизм в боях с фашистами четыре французских летчика полка "Нормандия-Неман" были удостоены звания Герой Советского Союза - Марсель Альбер (21 победа), Ролан Польз д'Ивуа де ля Пуап (16 побед), Жак Андре (15 побед), Марсель Лефевр (10 побед, погиб, звание Героя Советского Союза присвоено посмертно). Марсель Лефевр похоронен в Москве у подножья обелиска французам, погибшим в 1812 году. После окончания войны все самолеты Як-3 полка "Нормандия-Неман" были переданы в дар Франции и долгое время несли службу в составе ВВС Франции.

Истребитель Як-3 авиационного истребительного полка "Нормандия-Неман", хранящийся в авиационном музее в Ле Бурже, Франция.
Истребитель Як-3 авиационного истребительного полка "Нормандия-Неман", хранящийся в авиационном музее в Ле Бурже, Франция.

Известный советский ас майор Борис Николаевич Еремин в конце войны воевал на самолете Як-3, купленном на личные сбережения колхозника Ферапонта Головатого. Саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый обратился к И. В. Сталину с просьбой купить на собственные деньги истребитель самой последней конструкции и вручить его майору Б. Н. Еремину. 29 мая 1944 года на саратовском аэродроме Гвардии майор Еремин получил новый самолет Як-3.

Истребитель Як-3, купленный на личные сбережения колхозника Ферапонта Головатого и подаренный  майору Борису Еремину.
Истребитель Як-3, купленный на личные сбережения колхозника Ферапонта Головатого и подаренный майору Борису Еремину.

Истребителям Як-3 пришлось сражаться не только с противником. Около югославского города Ниш по колонне войск советской 37-й армии нанесли штурмовой удар американские истребители П-38 "Лайтнинг".

Американский двухмоторный тяжелый истребитель сопровождения Лайтнинг  П-38 фирмы Локхид. Имел очень мощное вооружение - батарею из 4-х 20 мм пушек.
Американский двухмоторный тяжелый истребитель сопровождения Лайтнинг П-38 фирмы Локхид. Имел очень мощное вооружение - батарею из 4-х 20 мм пушек.

Одновременно американцы попытались блокировать ближайший аэродром и сбили 2 из 8 взлетавших для отражения налета Як-3. Оставшаяся шестерка под командованием капитана Александра Колдунова с ходу ринулась в атаку. В течении нескольких секунд обозленные советские летчики сбили 3 "Лайтнинга", и только после этого Колдунов подлетел к ведущему американской группы и, не открывая огня, показал свои красные звезды на самолете. Бой тут же прекратился, американское командование принесло свои извинения за допущенную ошибку. Была ли это на самом деле ошибка, или это была некая провокация - непонятно до сих пор.

С августа 1944 года на истребителях Як-3 воевал 150-й Гвардейский истребительный авиационный полк, в состав которого входила группа особого назначения "Меч", предназначенная для завоевания господства в воздухе.

Весной 1945 года начался серийный выпуск истребителя Як-3П (пушечный), вооруженного тремя авиационными пушками Б-20 калибра 20 мм.

Всего до 1947 года было выпущено 4848 истребителей Як-3 различных модификаций. Як-3 признан самым лучшим легким истребителем Второй Мировой войны. Немецкие летчики считали этот самолет очень опасным противником и стремились не вступать с ним в бой.