Истребитель И-16 - самый известный из всех самолетов СССР

Этот истребитель в предвоенные годы был символом мощи советских ВВС и "главным героем" таких популярных фильмов, как "Истребители" и "Валерий Чкалов".

В СССР он был первым массовым истребителем с убирающимся шасси, первым истребителем, у которого кресло летчика оснащалось бронеспинкой и, наконец, первым в мире истребителем-ракетоносцем. Наши летчики ласково называли его «Ишачком», летчики республиканской Испании – Моска («Мухой»). японские летчики – Абу (Овод), а немцы – Рата (Крыса).

Проектирование скоростного истребителя-моноплана началось в КБ Николая Николаевича Поликарпова в 1933 году. В то время даже общая концепция такого самолета было не совсем ясна. Технические новшества только усложняли дело. Проблема с убирающимся шасси, подъем и выпуск которых производился вручную вращением рукоятки специального барабана. Для подъема или выпуска шасси надо было сделать 44 оборота барабана, порой со значительным усилием. Излишне задняя центровка самолета была выполнена с целью улучшения маневренности, но существенно усложняла управление самолетом. Фюзеляж представлял собой деревянную конструкцию, крыло и хвостовое оперение имело дюралевый каркас и полотняную обшивку. Мотор воздушного охлаждения М-22 имел мощность 560 л.с. Летчик-испытатель Валерий Чкалов поднял в воздух первый опытный образец 30 декабря 1933 года.

Летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов.
Летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов.

На испытаниях в полете с убранным шасси было достигнута скорость 359 км/час, что было на 80 км/час больше, чем у аналогичных самолетов-бипланов с таким же двигателем. Вооружение первых серийных истребителей составляли 2 пулемета ШКАС винтовочного калибра - 7,62 мм, размещенных в крыле вне плоскости вращения винта.

Истребитель И-16 первых лет выпуска. Вооружение - два пулемета ШКАС.
Истребитель И-16 первых лет выпуска. Вооружение - два пулемета ШКАС.

На истребителях И-16 летала первая пилотажная группа - "Красная пятерка" Первого мая 1935 года во время Праздничного Парада на Красной Площади неожиданно пролетела на малой высоте стремительная пятерка небольших красных истребителей. Буквально просвистев над головами, они сделали групповую бочку, взмыли в высоту и растаяли в небе. Так прошел дебют пилотажной группы "Красная пятерка"

На таких истребителях И-16 показывала на парадах и демонстрациях групповые фигуры высшего пилотажа пилотажная группа "Красная пятерка".
На таких истребителях И-16 показывала на парадах и демонстрациях групповые фигуры высшего пилотажа пилотажная группа "Красная пятерка".

Боевое крещение И-16 состоялось в 1936 году в Испании. Истребители использовались для прикрытия городов и войск республиканцев от налетов итальянской и немецкой авиации. Опыт боев показал превосходство И-16 над тогдашними немецкими истребителями Хейнкель Хе-51 и итальянскими истребителями ФИАТ ЦР-32.

Истребитель Хе-51 фирмы Хейнкель. В начальный период гражданской войны в Испании это был главный противник наших истребителей.
Истребитель Хе-51 фирмы Хейнкель. В начальный период гражданской войны в Испании это был главный противник наших истребителей.

Пилоты И-16 всегда владели инициативой, так как в любой момент могли выйти из боя и повторить атаку, используя превосходство в скорости. Однако опыт боев и выявил ряд недостатков. Главный - слабое вооружение, особенно в борьбе с новыми бомбардировщиками. Ненадежный механизм закрывания фонаря, а также слабая бронезащита тоже вызывали нарекания. По требованию военных вооружение истребителя вскоре усилили. С 1937 года промышленность приступила к выпуску истребителей И-16 с четырьмя пулеметами ШКАС ( Шпитальный-Комарицкий-авиационный-скорострельный конструкции Бориса Гавриловича Шпитального и Иринарха Андреевича Комарицкого ) винтовочного калибра и форсированным двигателем М-25В мощностью 775 л.с. Позднее появились модификации самолета с посадочными щитками для снижения посадочной скорости и пушечным вооружением - в крыльях устанавливались две авиационные пушки ШВАК (Шпитальный-Владимиров-авиационный-крупнокалиберный конструкции Бориса Гавриловича Шпитального и Семена Владимировича Владимирова ) калибра 20 мм. В 1939 году истребитель И-16 оснастили ракетным вооружением - установили под крыльями 6 реактивных снарядов РС-82 калибра 82 мм с дистанционными взрывателями. Такие истребители приняли участие в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году, там они удачно сражались с японскими истребителями и даже превосходили их. Но опыт боев в Испании показал, что после появления у немцев новейшего истребителя Мессершмитт Ме-109 самолет И-16 явно устарел.

Истребитель Мессершмитт Ме-109. Этот самолет очень удачно дебютировл в небе Испании в составе немецкого легиона "Кондор".
Истребитель Мессершмитт Ме-109. Этот самолет очень удачно дебютировл в небе Испании в составе немецкого легиона "Кондор".

Конструктора стремились улучшить летные качества И-16. С 1940 года серийно выпускались истребители И-16 с мотором М-63 мощностью 1100 л.с., вооруженные одним крупнокалиберным пулеметом БС (Березина-синхронный конструкции Михаила Евгеньевича Березина ) калибра 12,7 мм и двумя пулеметами ШКАС. Эти самолеты развивали скорость 470 км/час.

Истребитель И-16 одной из поздних серий. Был вооружен 4-мя пулеметами ШКАС, также могли устанавливаться реактивные снаряды РС-82.
Истребитель И-16 одной из поздних серий. Был вооружен 4-мя пулеметами ШКАС, также могли устанавливаться реактивные снаряды РС-82.

Этот истребитель И-16 имел на вооружении один крупнокалиберный пулемет БС калибра 12,7 мм. и два пулемета ШКАС винтовочного калибра в верхней части фюзеляжа. Мотор был форсированный М-63 мощностью 1100 л.с.
Этот истребитель И-16 имел на вооружении один крупнокалиберный пулемет БС калибра 12,7 мм. и два пулемета ШКАС винтовочного калибра в верхней части фюзеляжа. Мотор был форсированный М-63 мощностью 1100 л.с.

Однако несмотря на форсирование двигателя, истребитель И-16 по скорости отставал от немецкого истребителя Ме-109 на 100 км/час и с трудом догонял бомбардировщики.

В первые военные месяцы самыми знаменитыми были асы авиации Балтфлота Герои Советского Союза Алексей Антоненко и Петр Бринько, которых боевые друзья называли "А" и "Б". К моменту гибели Алексей Антоненко сбил 11 вражеских самолетов, включая такие нелегкие цели, как бомбардировщик Юнкерс Ю-88, имеющий серьезную бронезащиту и мощное оборонительное вооружение. Петр Бринько сумел сбить 15 вражеских самолетов. На Северном флоте Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов сбил на И-16 за три месяца 11 вражеских самолетов. На Ленинградском фронте прославился командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Василий Голубев. 12 марта 1942 в одиночку на самолете И-16 он провел бой против пары немецких истребителей Ме-109. В коротком бою оба немца были сбиты. В начале 1943 года полк начал получать новые самолеты Ла-5. Тем не менее, в полку оставались 6 самолетов И-16, на которых иногда вылетали на разведку. В декабре 1942 года 54-я Истребительная Эскадра (Ягдтгешвадер - 54) Люфтваффе, дислоцированная на Ленинградском фронте, получила на вооружение новейшие истребители Фокке-Вульф-190. В январе 1943 года Василий Голубев, совершая вылет на И-16, сбил два ФВ-190.

Истребитель Фокке-Вульф ФВ-190. Имел двигатель воздушного охлаждения, бронезащиту и очень мощное вооружение.
Истребитель Фокке-Вульф ФВ-190. Имел двигатель воздушного охлаждения, бронезащиту и очень мощное вооружение.

Истребители И-16 начали выводиться из состава первой линии советских ВВС в конце 1942 года. Позднее они применялись в частях ПВО, а также для поддержки действий ночных бомбардировщиков. Дольше всего И-16 находились на вооружении некоторых частей на Дальнем Востоке. Всего начиная с 1934 года было выпущено 10300 истребителей И-16, которые явились основным истребителем первого периода войны и приняли на себя главный удар. Все без исключения советские асы начинали свой боевой путь с истребителя И-16.