Истребитель МиГ-3. Этот самолет хвалил великий ас Александр Покрышкин

29 октября 1940 года состоялся первый полет высотного истребителя И-200. В серию он пошел в 1941 году под именем МиГ-3. О самолете хорошо отзывался прославленный ас Александр Иванович Покрышкин. Но через год его выпуск был прекращен по личному распоряжению Сталина.

Создание МиГа связано с драматичными событиями. В ноябре 1939 года конструктор Николай Николаевич Поликарпов в составе советской делегации выехал в Германию для ознакомления с немецким авиапромом. Вернулся в конце декабря. В столь короткий срок в его ОКБ произошли радикальные изменения. Конструкторы Артем Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич выделились в самостоятельное КБ, прихватив у Поликарпова не только значительные производственные мощности и часть персонала, но и начатый Николаем Николаевичем проект истребителя И-200. И впоследствии реализовали его, выпустив истребители МиГ-1 и МиГ-3. К весне 1940 года были изготовлены три опытных образца самолета И-200. Первый из них поднялся в воздух 5 апреля. Испытания проводил летчик-испытатель Аркадий Екатов. Еще до окончания государственных испытаний самолет запустили в серийное производство, назвав его МиГ-1. Самолет обладал прекрасными скоростными качествами на высотах свыше 5000 м. Однако были у него и существенные недостатки. В полете невозможно было открыть фонарь, в связи с чем были экстренно проведены доработки. Также кабина плохо проветривалась, и от повышенной температуры воздуха пилоты ощущали дискомфорт. Куда серьезнее был недостаток управляемости машины. Из-за задней центровки истребитель легко попадал в штопор и с трудом выходил из него. Выпуск МиГ-1 продолжился бы и дальше, но 2 октября 1940 года было принято решение об увеличении дальности полета для всех проектируемых и внедряемых в производство истребителей.

После этого начали экстренно модернизировать опытный образец И-200. Для увеличения дальности полета в фюзеляже под кабиной пилота был установлен дополнительный бак емкостью 250 литров. При этом для сохранения центровки пришлось на 100 мм удлинить мотораму для установки двигателя АМ-35А. Были проведены и другие мероприятия, за счет которых удалось частично компенсировать недостатки МиГ-1. 20 декабря 1940 года модернизированный самолет получил название МиГ-3 и был запущен в серийное производство взамен МиГ-1. Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах. На высоте более 6 000 м. он был и по маневренности лучше других истребителей.

Истребитель МиГ-3.
Истребитель МиГ-3.

В МиГ-3 недостатки были в основном изжиты, но некоторые отрицательные свойства преодолеть не удалось. Велика была посадочная скорость — не менее 144 км/ч, недостаточная на небольших высотах маневренность, велик радиус виража. Другими недостатками машины были низкий моторесурс (20-30 летных часов) и пожароопасность двигателя. Также на больших скоростях летчик не мог открыть фонарь кабины МиГ 3 ,что делало невозможным покидание подбитой машины пилотом. Из-за задней центровки самолет был очень сложным в пилотировании. С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых маневренность МиГ-3 резко ухудшалась. В результате, в воздушных боях лета-осени 1941, части, вооруженные этими самолетами, понесли огромные потери, и вскоре истребитель был снят с производства. По предложению летчика-испытателя Степана Павловича Супруна летом 1941 года были сформированы два полка на МиГ-3 из летчиков- испытателей. Это помогло в устранении недостатков пилотирования за счет высокой квалификации летчиков - испытателей, но остался основной недостаток МиГ-3 - превосходя все истребители в скорости на высотах более 5 000 м, он на малых и средних высотах уступал истребителям Як, и немецким, что вместе со слабостью вооружения не позволяло полноценно использовать МиГ-3 как фронтовой истребитель. Но он нашел применение как высотный ночной истребитель-перехватчик в ПВО, где его большой потолок (до 12 000 м) и скорость на высотах были решающими. Так он в основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя Москву.

Крайне лестно высказывался об этом истребителе трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, ас, успешно воевавший на МиГ-3 в начале войны: «На вертикальных фигурах он значительно превосходил прежние самолеты. Он звал летчика на вертикальный маневр, а на виражах был тяжел. Как стороннику вертикального маневра в бою, мне машина была по душе».

Беда истребителя МиГ-3 была в том, что из-за отсутствия достаточного количества необходимых маневренных истребителей воздушного боя, таких как Як-1 и Ла-5, летчики были вынуждены использовать в начале войны хороший высотный истребитель-перехватчик ПВО на малых и средних для выполнения несвойственных задач.