Истребитель П-39 "Аэрокобра" - самый знаменитый "американец" в рядах Красной Армии

Среди всех истребителей Второй Мировой Войны самолет П-39 "Аэрокобра" широко известен не только нетрадиционной конструкцией и большим количеством оригинальных технических новшеств, но и довольно противоречивой историей. Во-первых, конструкция. Самолет первым среди одноместных одномоторных истребителей получил трехточечное шасси с носовым колесом.

Истребитель П-39 "Аэрокобра" с подвесным топливным баком. На этом самолете летал Герой Советского Союза И.И. Бабак
Истребитель П-39 "Аэрокобра" с подвесным топливным баком. На этом самолете летал Герой Советского Союза И.И. Бабак

Практически единственный, П-39 имел двери автомобильного типа, значительно облегчающие посадку в кабину. Двери имели опускные стекла. Для аварийного покидания кабины с парашютом одна из дверей сбрасывалась. Оригинальная компоновка кабины обеспечивала прекрасный обзор передней полусферы из-за расположения двигателя за кабиной пилота. Кабина имела бронезащиту, а также обогрев, вентиляцию. И уж самый изыск комфорта - писсуар, кстати, единственный на одноместном истребителе. Но больше всего советские асы ценили "Аэрокобру" за замечательную, редкую по тем временам, радиосвязь. Об этом говорил Григорий Андреевич Речкалов, Дважды Герой Советского Союза, советский ас номер 4, одержавший 56 побед в воздушных боях, из которых 50 - на "Аэрокобре"- больше всех в период Второй Мировой Войны. По его словам, на "Аэрокобрах" пилоты общались между собой по радио, словно по домашнему телефону. Кто что видел в воздухе - сразу сообщал всем в группе, поэтому никаких неожиданностей во время боевых вылетов не было.

ВВС Великобритании отвергли П-39 на основании его якобы невысоких летных качеств. ВВС США мало использовали П-39 в качестве истребителя, шире они применялись в качестве истребителя-бомбардировщика и штурмовика для атаки наземных целей. Считалось, что двигатель "Аэрокобры" Аллисон мощностью 1150 л.с. недостаточно высотный. Большинство воздушных боев на Западном фронте проходили на высотах около 7000-8000 метров. В качестве военной помощи по закону о ленд-лизе США поставляли истребители "Аэрокобра" в СССР. Совершенно неожиданно для специалистов "Аэрокобра" отлично проявила себя на Восточном фронте, оказалась там очень кстати, и широко использовалась до самого конца войны. На Восточном фронте, в отличие от других театров военных действий, преобладали маневренные воздушные бои на малых и средних высотах. Новая тактика воздушного боя, разработанная знаменитым советским асом Александром Ивановичем Покрышкиным, позволила полностью реализовать все преимущества "Аэрокобры". А их было немало. Скорость истребителя на высоте 5000 метров составляла 594 км/час. Мощное вооружение П-39 состояло из пушки калибра 37 мм, стреляющей через полый вал винта, двух синхронных крупнокалиберных пулеметов калибром 12,7 мм и четыре крыльевых пулеметов винтовочного калибра. Александр Иванович Покрышкин, будучи отличным стрелком, первый придумал объединять все оружие на одну гашетку. Масса секундного залпа значительно возросла, от попадания самолет противника буквально рассыпался в воздухе. Следует отметить, что представители фирмы - изготовителя "Белл" очень оперативно реагировали на замечания советской стороны по улучшению конструкции самолета. Мощность двигателя довели до 1215 л.с. Была усилена конструкция хвостовой части фюзеляжа и оперения. Правда, некоторую склонность к плоскому штопору окончательно преодолеть не удалось, но были разработаны специальные рекомендации для пилотов строевых частей. На более поздних модификациях крыльевые пулеметы винтовочного калибра для облегчения были сняты.

Александр Иванович Покрышкин ( справа) вместе с боевыми товарищами около своего истребителя "Аэрокобра". Второй слева-Григорий Андреевич Речкалов.
Александр Иванович Покрышкин ( справа) вместе с боевыми товарищами около своего истребителя "Аэрокобра". Второй слева-Григорий Андреевич Речкалов.

На "Аэрокобрах" сражались многие советские асы: Александр Иванович Покрышкин, Николай Дмитриевич Гулаев, Григорий Андреевич Речкалов, Дмитрий Борисович Глинка, Иван Ильич Бабак, Андрей Иванович Труд, Георгий Гордеевич Голубев и многие другие.

Это "Аэрокобра", на которой дрался Дважды Герой Советского Союза Григорий Андреевич Речкалов.
Это "Аэрокобра", на которой дрался Дважды Герой Советского Союза Григорий Андреевич Речкалов.

"Аэрокобра" Героя Советского Союза Вадима Ивановича Фадеева.
"Аэрокобра" Героя Советского Союза Вадима Ивановича Фадеева.

Шасси с носовым колесом и прекрасный обзор передней полусферы при посадке самолета позволили использовать автомагистраль в качестве взлетно-посадочной полосы. В конце зимы 1945 года из-за ранней оттепели раскисли все полевые аэродромы, и наступающие части Советской Армии остались практически без истребительного прикрытия. А немецкая авиация действовала с аэродромов с бетонным покрытием. Решение нашел Александр Иванович Покрышкин, к этому времени Трижды Герой Советского Союза, командовавший истребительной авиационной дивизией, - использовать в качестве аэродрома участок автострады Берлин - Бреслау. Сначала Покрышкин сам посадил самолет на автостраду, затем сел его ведомый Георгий Голубев, а после этого перелетела вся дивизия.

Пара истребителей"Аэрокобра" взлетает с автомагистрали.
Пара истребителей"Аэрокобра" взлетает с автомагистрали.

Дивизия успешно решала боевые задачи по прикрытию наступления наземных войск, размещаясь рядом с магистралью, и используя ее в качестве ВПП. Самолетам традиционной компоновки - "Якам", "Илам" и "Лавочкиным" - это было сделать очень трудно из-за компоновки двигателя перед кабиной пилота и худшего обзора передней полусферы при посадке и взлете.

Всего фирма "Белл" изготовила 9558 истребителей "Аэрокобра", из них 4952 самолеты были отправлены в СССР.

А еще давайте помнить, что какие бы ни были самолеты, летали на них люди. Они дрались за нас. Нам надо всего-навсего помнить о них. Всегда.