Юнкерс Ю-88. Самый лучший бомбардировщик Люфтваффе.

Бомбардировщик Люфтваффе Юнкерс Ю- 88 стал одним из наиболее известных самолетов Второй мировой войны. С 1937 по 1944 годы было создано шесть базовых конструкций и более 60 модификаций. Один из самых универсальных самолетов войны: использовался как бомбардировщик горизонтальный и пикирующий, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель. Наиболее массовой стала модификация бомбардировщика Ю-88 А-4, а общее количество всех выпущенных самолетов более 15100 штук.

История Ю- 88 начинается в октябре 1935 года, когда фирма "Юнкерс" получила техническое задание на разработку скоростного двухмоторного бомбардировщика с экипажем из трех человек. Созданный фирмой "Юнкерс" бомбардировщик имел очень хорошие для своего времени характеристики. На испытаниях самолет развивал с полетным весом 10350 кг максимальную скорость у земли 365 км/час, а на высоте 5600 метров — 445 км/час. Высоту 5000 метров этот бомбардировщик набирал за 18 минут. Самолет имел два двигателя мощностью по 1200 л.с., максимальную бомбовую нагрузку 2000 кг, практический потолок 8230 метров, дальность полета 2730 км, экипаж 4 человека, оборонительное вооружение 4 пулемета калибра 7,92 мм. Самолет имел прицелы для горизонтального бомбометания и бомбометания с пикирования, а также навигационные приборы, радиостанцию и самолетное переговорное устройство.

На ночных истребителях-перехватчиках Ю-88 устанавливались радиолокаторы различных типов, а самолеты-фоторазведчики оснащались автоматическими аэрофотоаппаратами.

Бомбардировщик Юнкерс Ю-88 первых серий.
Бомбардировщик Юнкерс Ю-88 первых серий.

За время серийного производства самолетов Ю-88 на них устанавливались двигатели нескольких типов. Первые самолеты были оснащены двумя двигателями Даймлер-Бенц мощностью в 1000 л. с. каждый. Большая часть серийных машин комплектовалась двигателями Юмо различных модификаций мощностью 1200-1400 л. с. Некоторые экземпляры Ю-88 летали также с двигателями Даймлер-Бенц мощностью 1700 л. с. и Юмо мощностью 1750 л. с.

Для борьбы с бомбардировщиками на Западном фронте, где массовый характер носили ночные бомбежки, был разработан ночной истребитель-перехватчик с радиолокатором "Лихтенштейн" и аппаратурой слепой посадки, вооружение состояло из шести неподвижных 20-мм пушек в носовой части фюзеляжа. Также выпускались модификации ночных истребителей с другим набором вооружения.

Юнкерс Ю-88 в варианте ночного истребителя-перехватчика, применялся только на Западном фронте. Имел бортовой радар (его антенны установлены на носу самолета) , а также дополнительные глушители и пламегаситель.
Юнкерс Ю-88 в варианте ночного истребителя-перехватчика, применялся только на Западном фронте. Имел бортовой радар (его антенны установлены на носу самолета) , а также дополнительные глушители и пламегаситель.

Многие асы Люфтваффе - ночные истребители летали на Ю-88, в частности, Гельмут Лент, имевший на счету 110 побед, и князь Генрих цу Сайн-Виттгенштейн, имевший 87 побед.

Для использования в качестве разведчика использовались модификации с высотными двигателями Юмо, специальное оборудование состояло из трех автоматических панорамных аэрофотоаппаратов. Максимальная скорость составляла 640 км/час на высоте 10 000 метров.

Юнкерс Ю-88 в варианте скоростного высотного разведчика. Имел аппаратуру для кратковременного форсирования двигателя при помощи впрыскивания в цилиндры закиси азота.
Юнкерс Ю-88 в варианте скоростного высотного разведчика. Имел аппаратуру для кратковременного форсирования двигателя при помощи впрыскивания в цилиндры закиси азота.

В сентябре 1939 года Люфтваффе получили Ю-88, которыми укомплектовали 30-ю Бомбардировочную Эскадру ( Кампфгешвадер-30 ). Первый боевой вылет состоялся 26 сентября, когда Ю-88 атаковали английскую эскадру в Северном море, добившись одного попадания в линейный крейсер "Худ". 16-17 октября Ю-88 бомбили британские военно-морские базы Ферт-оф-Форт и Скапа-Флоу.

Юнкерс Ю-88 модификация торпедоносец. Две морские авиационные торпеды подвешивались под крылья на внешней подвеске.
Юнкерс Ю-88 модификация торпедоносец. Две морские авиационные торпеды подвешивались под крылья на внешней подвеске.

К январю 1940 года 30-я Эскадра была развернута до полного состава. Первой крупной операцией с их участием стал захват Дании и Норвегии.

В общей сложности в бой на Западном фронте бросили более 130 Ю-88. Они наносили удары, главным образом, по объектам железнодорожной сети Франции, а также вражеским кораблям и судам. 17 июня самолеты 30-й Эскадры потопили транспорт "Ланкастриа", на котором погибло 5800 чел. При этом потери самолетов были довольно высокими. По-настоящему массированным стало применение Ю-88 в ходе "битвы за Англию". Действия над Британией зачастую вели к ощутимым потерям. 12 августа 1940 года около 100 самолетов Ю-88 вылетели для бомбежки верфей в Портсмуте и РЛС на острове Уайт. На свои аэродромы не вернулось 13 Ю-88, а почти все уцелевшие машины привезли пробоины от огня зениток и истребителей. В тот же день 50 Ю-88 без истребительного сопровождения совершили налет на аэродром Дриффилд. 7 Ю-88 стали жертвами британских истребителей. В общей сложности с 8 по 23 августа было потеряно 105 машин Ю-88. В последующие месяцы потери удалось сократить благодаря переходу к ночным операциям и действиям небольшими группами бомбардировщиков в сложных метеоусловиях.

В январе 1941 года бомбардировщики Ю-88 дебютировал на Средиземном море в операциях против Мальты. В операции "Марита" против Югославии и Греции также участвовали Ю-88. В первый день кампании, 6 апреля 1941 года они бомбили Белград, а затем наносили удары по другим городам балканских государств.

Бомбардировщик Юнкерс Ю-88, принимавший участие в Средиземноморской кампании против Балканских государств. Самолет имеет тропическую камуфляжную раскраску.
Бомбардировщик Юнкерс Ю-88, принимавший участие в Средиземноморской кампании против Балканских государств. Самолет имеет тропическую камуфляжную раскраску.

При подготовке к операции "Барбаросса" Люфтваффе сосредоточили у границ СССР большинство частей, вооруженных Ю-88. В общей сложности действовавшие против СССР имели в своем составе 471 Ю-88 — более половины всех бомбардировщиков, выделенных для операции "Барбаросса". В первый день войны самолеты действовали преимущественно по советским аэродромам, нанося удары с применением 2-кг осколочных бомб. Впоследствии бомбардировочные группы переключились на поддержку наступающих частей вермахта. При этом типичным вариантом боевой нагрузки считались 50-кг бомбы в бомбоотсеке и 2-4 250-кг бомбы на внешней подвеске. Боеприпасы более крупного калибра применялись редко. 28 июня 1941 года шесть Ю-88 сбросили 1800-кг бомбы на Брестскую крепость.

К октябрю 1941 года подразделения Ю-88 на Восточном фронте понесли значительные потери, как правило, превышавшие их первоначальную численность, и были выведены в Западную Европу и Средиземноморье. Те, что остались, использовались в качестве средства быстрого реагирования, перебрасываясь на различные участки фронта. Весной 1942 года части Ю-88 на Восточном фронте были усилены. Они действовали в районе Керчи, под Харьковом, у Севастополя. На противоположном фланге фронта, в Норвегии, сосредоточили 30-ю Бомбардировочную Эскадру ( Kампфгешвадер-30 ), наносившую удары по морским конвоям, следовавшим в СССР. В Евпатории базировалась прибывшая из Средиземноморья группа, работавшая по морским целям в Черном море.

К лету 1942 года практически все части "юнкерсов", действовавшие против СССР, были перевооружены новыми машинами модификации Ю-88 А-4. С августа главной целью Люфтваффе стал Сталинград, систематически подвергавшийся массированным налетам.

На Курской дуге сосредоточили более 200 самолетов Ю-88. Основные их усилия были сосредоточены на поле боя — Ю-88 совместно со "штуками" Ю-87 и штурмовиками пытались "протолкнуть" свои войска через советскую оборону, а затем сдержать советское контрнаступление. На Курской дуге прошли испытания во фронтовых условиях и штурмовики модификации Ю-88 П. Опыт оказался неудачным — двухмоторные самолеты были слишком уязвимы для советских истребителей и зениток, и в дальнейшем в боях не применялся. В большом количестве бомбардировщики Ю-88 участвовали в боях на реке Миус, где пытались ликвидировать начавшийся прорыв Южного фронта.

С середины 1943 года модификации ночного истребителя Ю-88 Ц-6, оборудованные РЛС, направлялись в систему ПВО рейха. Ими вооружили группу IV 3-й Ночной Истребительной Эскадры ( Нахтягдтгешвадер-3 ), а также отряды в составе некоторых других групп. К концу года имелось уже 6 групп ночных истребителей, полностью укомплектованных Ю-88 Ц-6, ставших важнейшим элементом системы ПВО.( Группа-подразделение Люфтваффе, численно примерно соответствующее авиационному полку советских ВВС ).

Юнкерс Ю-88 может считаться лучшим среди двухмоторных бомбардировщиков Люфтваффе и одним из лучших в своем классе самолетов Второй мировой войны. Уступая самолетам противника в отдельных параметрах, в целом он был вполне на высоте и успешно применялся в качестве дневного бомбардировщика и торпедоносца до середины 1944 года. Однако с переходом господства в воздухе к противнику уделом для него стали ночные налеты. Широкое применение нашли истребительные варианты Ю-88, особенно модификация Ю-88 Г, которая стала в итоге лучшим немецким ночным истребителем.