Летчик-истребитель Александр Куманичкин. Товарищи любовно называли его "кума"

Александр Куманичкин родился 26 августа 1920 года в поселке Баланда Саратовской области. В 1930 году семья переехал в Москву. Окончил 7 классов, ФЗУ, аэроклуб. В 1938 году был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил через год, затем его оставили в школе на должности летчика - инструктора. В июле 1942 года Александр добился отправки на фронт. В составе 40-го истребительного авиационного полка, впоследствии 41-го Гвардейского,   воевал на Северном Кавказе, на Курской дуге. Всю войну Александр Куманичкин летал на истребителях Ла конструкции Семена Алексеевича Лавочкина.

Истребитель Ла-5 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Самолет имел мощный двигатель воздушного охлаждения и обладал высокой скоростью и хорошей маневренностью. Вооружение истребителя состояло из двух авиационных пушек калибра 20 мм.
Истребитель Ла-5 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Самолет имел мощный двигатель воздушного охлаждения и обладал высокой скоростью и хорошей маневренностью. Вооружение истребителя состояло из двух авиационных пушек калибра 20 мм.

В июле 1943 года Гвардии старший лейтенант Куманичкин лично сбил 7 самолетов противника. Более 50 боевых вылетов выполнил он в битве за Днепр. Отличился в боях за освобождение Киева. Осенью 1943 года в районе Пирятина четверка истребителей под руководством Александра Куманичкина разогнала истребители прикрытия и сбила девятку вражеских пикировщиков Юнкерс Ю-87.

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Двухместный одномоторный бомбардировщик с неубираемым шасси. За обтекатели колес шасси характерной формы советские солдаты называли его "лаптежник". Пехота очень не любила "лаптежников" за их высокую точность бомбометания с пикирования.
Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Двухместный одномоторный бомбардировщик с неубираемым шасси. За обтекатели колес шасси характерной формы советские солдаты называли его "лаптежник". Пехота очень не любила "лаптежников" за их высокую точность бомбометания с пикирования.

Командующий фронтом Генерал-армии Николай Федорович Ватутин, лично видевший этот бой, наградил Александра Куманичкина орденом Красного Знамени.

Орден Боевого Красного Знамени. Один из самых высших боевых орденов, вручаемых за особую доблесть, храбрость и мужество, проявленные в бою. Эта награда очень ценилась фронтовиками.
Орден Боевого Красного Знамени. Один из самых высших боевых орденов, вручаемых за особую доблесть, храбрость и мужество, проявленные в бою. Эта награда очень ценилась фронтовиками.

К ноябрю 1943 года командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан Куманичкин выполнил 196 боевых вылетов, провел 36 воздушных боев, лично сбил 18 и в паре 1 самолет противника. 13 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В сентябре 1944 года Гвардии майор Куманичкин был направлен в так называемый "Маршальский" 19-й истребительный авиационный полк, впоследствии 176-й Гвардейский, на должность штурмана полка. Куманичкин продолжал одерживать победы. Его постоянным ведомым был Сергей Крамаренко. Летая вместе с ним, Александр Куманичкин уничтожил 12 самолетов противника.

Неоднократно Куманичкин вылетал на задания вместе с Иваном Кожедубом. 12 февраля 1945 года шестерка Ла-7 под командованией Кожедуба провела бой с группой из тридцати ФВ-190. В результате, потеряв восемь машин, противник покинул поле боя. Одну победу в этом бою одержал Александр Куманичкин. Истребитель Фокке-Вульф ФВ-190 он сбил в лобовой атаке. Наблюдатели были восхищены боем. Командующий Армией генерал Николай Эрастович Берзарин прислал в полк телеграмму: "По мастерству, красоте, спаянности этот бой является триумфом нашей авиации. Поражен мастерством и отвагой летчиков". 22 марта 1945 года две пары истребителей Ла-7 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка, возглавляемые дважды Героем Советского Союза майором Иваном Кожедубом и Героем Советского Союза майором Александром Куманичкиным, вылетели на "свободную охоту". В районе Зеелова они встретили тридцать истребителей ФВ-190, летящих двумя эшелонами. Кожедуб зашел со стороны солнца в тыл верхней четверке ФВ-190 и с дистанции 50 метров сбил один из них. Его напарник одновременно сбил второго. Выйдя из атаки боевым разворотом, Кожедуб приблизился ко второй четверке ФВ-190 и в молниеносной атаке зажег третий вражеский самолет. Куманичкин, заметив ниже себя около двадцати ФВ-190, атаковал замыкающую пару и с дистанции 100 метров сбил один истребитель, который упал западнее Зеелова. Его ведомый сбил второй. Вражеский летчик покинул самолет с парашютом. В результате две пары гвардейцев вышли победителями над численно превосходящим воздушным противником.

Истребитель Ла-7 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Это самый совершенный истребитель Великой Отечественной войны . На этом самолете Александр Куманичкин летал в 1945 году.
Истребитель Ла-7 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Это самый совершенный истребитель Великой Отечественной войны . На этом самолете Александр Куманичкин летал в 1945 году.

17 апреля 1945 года Александр Куманичкин одержал очередную победу в воздухе, уничтожив еще один истребитель Фокке-Вульф ФВ-190. Свой последний бой Александр Куманичкин провел 30 апреля 1945 года над западной окраиной Берлина, когда в паре с Сергеем Крамаренко вылетев на "свободную охоту", встретили шестнадцать ФВ-190, груженных бомбами. В скоротечном бою Александр сбил один самолет, а остальные, освободившись от бомб, бросились врассыпную.

Истребитель Фокке-Вульф ФВ-190. Имел мощный двигатель воздушного охлаждения, бронированную кабину и до шести огневых точек вооружения - две авиационные пушки и четыре пулемета. Это был очень опасный противник, и победить его было нелегко. В случае подвески бомб под крылья и фюзеляж мог использоваться в качестве истребителя-бомбардировщика, а также штурмовика.
Истребитель Фокке-Вульф ФВ-190. Имел мощный двигатель воздушного охлаждения, бронированную кабину и до шести огневых точек вооружения - две авиационные пушки и четыре пулемета. Это был очень опасный противник, и победить его было нелегко. В случае подвески бомб под крылья и фюзеляж мог использоваться в качестве истребителя-бомбардировщика, а также штурмовика.

За время войны Александр Куманичкин выполнил всего более 300 боевых вылетов, провел 70 воздушных боев, уничтожил лично 28 самолетов противника и 2 в группе.

В 1947 году окончил Высшие офицерские летно - тактические курсы. В 1951 - 1952 годах в качестве заместителя, а позднее командира 303-й истребительной авиационной дивизии участвовал в боевых действиях в Корее. Принимал участие в воздушных боях, на реактивном истребителе МиГ-15 сбил лично 5 американских самолетов. В 1954 году Александр Сергеевич Куманичкин окончил Военную академию Генерального штаба. Летал на боевых машинах до 1961 года. Ушел в запас в звании Генерал - майора авиации.

Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Сергеевич Куманичкин.
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Александр Сергеевич Куманичкин.

Умер 24 октября 1983 года.