Летчик-штурмовик Анатолий Недбайло. Он начал воевать в 1943 году, а в 1945 в свои 22 года стал Дважды Героем...

Он начал воевать в 1943 году, а в 1945 году в возрасте 22 года стал Дважды Героем Советского Союза. Он был штурмовиком и мог погибнуть в каждом боевом вылете, потому что для штурмовика каждый вылет - бой. Летая на Ил-2, Анатолий уничтожил 5 вражеских самолетов в воздушных боях, и 17 самолетов на земле. А начал воевать в 20 лет...

Анатолий Константинович Недбайло родился 28 января 1923 года в городе Изюм Харьковской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. С марта 1943 года младший лейтенант Анатолий Недбайло в действующей армии.

Штурмовик Ил-2 конструкции Сергея Владимировича Ильюшина. Имел двухместную бронированную кабину и мощное вооружение- две авиационные пушки. два пулемета, реактивные снаряды под крыльями и бомбы. Самолет был предназначен для работы по наземным целям - укреплениям, технике и живой силе противника.
Штурмовик Ил-2 конструкции Сергея Владимировича Ильюшина. Имел двухместную бронированную кабину и мощное вооружение- две авиационные пушки. два пулемета, реактивные снаряды под крыльями и бомбы. Самолет был предназначен для работы по наземным целям - укреплениям, технике и живой силе противника.

Это было в июне 1943 года. Летчик 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка Анатолий Недбайло поднял в небо свой самолет, чтобы выполнить первое боевое задание. Предстояло нанести удар по сосредоточению войск противника в районе железнодорожной станции Софинобродская. Боевое крещение Анатолия Недбайло оказалось трудным, его самолет был подбит. Осколок пробил маслорадиатор, и мотор штурмовика загорелся. С трудом Анатолий дотянул до линии фронта и посадил горящую машину на своем аэродроме. Вскоре перед штурмовиками была поставлена задача возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение возлагалось на звено Ил-2, летевших без истребительного прикрытия. Сложность задания была в том, что пилотам предстояло промчаться возле самых позиций противника на высоте 20 - 30 метров под огнем всех видов оружия. Группу вел опытный пилот. План был выйти в заданный район, за 15 км от цели перейти на бреющий полет, над вражеским берегом резко набрать высоту до 200 метров и установить дымовую завесу. Задание было выполнено. Все летчики группы, в том числе Анатолий Недбайло, были награждены орденами Красной Звезды. Это была первая боевая награда летчика.

Орден Красной Звезды. Боевой орден, которым награждались военнослужащие за проявление личной храбрости и мужества в бою.
Орден Красной Звезды. Боевой орден, которым награждались военнослужащие за проявление личной храбрости и мужества в бою.

15 августа 1943 года Анатолий Недбайло впервые вылетел на штурмовку вражеского аэродрома, где противник сосредоточил около 80 самолетов. 18 наших Ил-2 нанесли удар по аэродрому. Прорвавшись к вражескому аэродрому, штурмовики один за другим пикировали и метким огнем поливали самолеты противника. При отходе от цели, группа была атакована истребителями противника. Воздушный стрелок Антон Малюк мужественно отбивал их атаки. Несмотря на то что штурмовик Анатолия Недбайло получил повреждения, пилот сумел довести его до своего аэродрома.

Анатолий Недбайло внимательно присматривался к действиям опытных летчиков, учился у них. Охотно действовал вместе с ними в воздушных боях против вражеских бомбардировщиков, летал в разведку, топил вражеские корабли в Черном море. В одном из боевых вылетов Недбайло лично сбил в воздушном бою пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87, а его воздушный стрелок - еще один.

Немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Одномоторный двухместный пикирующий бомбардировщик, имел не очень высокую скорость, но хорошую маневренность и высокую точность бомбометания с пикирования. Воздушный стрелок оборонял заднюю полусферу.
Немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Одномоторный двухместный пикирующий бомбардировщик, имел не очень высокую скорость, но хорошую маневренность и высокую точность бомбометания с пикирования. Воздушный стрелок оборонял заднюю полусферу.

На реке Молочной один из боевых полетов на штурмовку танковой колонны врага чуть не закончился для летчика трагически. Машину прошила огненная трасса, самолет начал терять скорость и высоту. В кабине стало тяжело дышать. До земли оставалось 100 метров. С большим трудом Анатолий посадил самолет.

Вынужденная посадка поврежденного штурмовика на поле. Такая посадка требовала особого мастерства пилота - на неровностях можно было подломить стойки шасси. Взлет тоже был непростой задачей.
Вынужденная посадка поврежденного штурмовика на поле. Такая посадка требовала особого мастерства пилота - на неровностях можно было подломить стойки шасси. Взлет тоже был непростой задачей.

К счастью, вокруг никого не было. Осмотрев мотор, летчик обнаружил пробоину от бронебойного снаряда. Осколком была пробита труба, по которой подавалась вода из радиатора в левый блок мотора. Было ясно - нужен ремонт. Анатолий Недбайло решил наложить бандаж на поврежденную трубу. Стрелку Антону Малюку он приказал приготовить пулемет и быть готовым к бою. К месту вынужденной посадки двигался мотоцикл с 3 фашистами. Малюк дал длинную очередь из крупнокалиберного пулемета. Враги остались лежать за сотню метров от подбитого штурмовика. Бандаж к тому времени наложили, и можно было взлететь, но в радиаторе не оказалось воды. Выручили мальчишки из близлежащей деревни. Они притащили 4 ведра воды. Штурмовик взлетел, взяв курс к своему переднему краю. Но до аэродрома машина из-за неисправности не дотянула. Пришлось сесть в поле, недалеко от своего переднего края. Летчик и стрелок спаслись, а самолет сгорел от попадания вражеской мины.

Однажды группа штурмовиков вылетела для удара по самолетам противника на аэродроме вблизи Херсона. Ведущим в группе был Анатолий Недбайло. Фашисты прикрывали аэродром зенитным огнем, и летчик решил нанести удар внезапно. Пролетев на бреющем полете над морем, штурмовики обошли цель. Потом, резко набрав высоту, самолеты появились в тылу у противника. Перестроившись в боевой порядок "змейка" и маневрируя среди зенитных разрывов, штурмовики обрушили весь свой огонь на вражеские самолеты. Заходили на цель 8 раз. Много машин недосчитались враги после этого налета, а наши вернулись на аэродром в полном составе.

Во время одного из боевых вылетов группа, которую вел Недбайло, атаковала и потопила вражеский корабль в северной бухте Севастополя.

В один из дней под Волковыском в направлении командного пункта штаба фронта прорвались 23 вражеских танка. Шесть экипажей из эскадрильи Анатолия Недбайло на закате взлетели по тревоге. Вел их сам командир эскадрильи. Несколько заходов сделали штурмовики на цель, 12 танков были уничтожены, 5 повреждены, остальные повернули назад. На аэродром пришлось возвращаться уже затемно. Опыта ночной посадки у пилотов не было, поэтому командир полка приказал экипажам покинуть самолеты на парашютах. Но разве можно бросить исправные штурмовики ?   Анатолий решил рискнуть и попросил обозначить место посадки кострами. Первым с трудом зашел на посадку и сел при свете костров.  Затем, управляя группой по радио, посадил и остальные самолеты. За успешное выполнение боевой задачи и благополучную ночную посадку группы Анатолий Недбайло был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Орден Отечественной Войны. Боевая награда за мужество в бою.
Орден Отечественной Войны. Боевая награда за мужество в бою.

К концу 1944 года на боевом счету Анатолия Недбайло было 130 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку опорных пунктов, огневых позиций, скоплений войск и техники врага. 19 апреля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего 219 боевых вылетов выполнил за годы войны отважный летчик. За это время он уничтожил 79 вражеских танков и самоходок, 130 автомашин, 70 вагонов, 11 зенитных установок и более 90 артиллерийских орудий, 5 самолетов в воздухе и 17 самолетов на земле, а также более 300 солдат и офицеров врага.

Воевал в небе Крыма, Белоруссии, Литвы. Был ранен, горел. Но через все испытания прошел и выжил. Гвардии старший лейтенант Анатолий Константинович Недбайло 29 июня 1945 года был удостоен второй "Золотой Звезды". Ему было тогда 22 года.

После войны был на преподавательской и руководящей работе в военно - учебных заведениях ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную Академию. С 1983 года генерал - майор авиации Анатолий Константинович Недбайло в запасе.

Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Анатолий Константинович Недбайло.
Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Анатолий Константинович Недбайло.

Умер 13 мая 2008 года. Этот храбрый воздушный боец прожил прекрасную жизнь.