Первый Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Самое начало

Авиационный техник Александр Покрышкин.
Авиационный техник Александр Покрышкин.

По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной Войны немцы широко использовали радиосвязь, и почти всегда она была закодирована. Известны только три случая частого использования сообщений в немецких радиосетях открытым текстом: "Ахтунг! Панцер!" (Внимание! Прорыв танков!); "Ахтунг! Партизанен!" (Внимание! Нападение партизан!) и специально для летчиков:"Ахтунг! Покрышкин! (Внимание! В воздухе Покрышкин!)

Давайте вспомним, как начинался прославленный путь великого летчика - первого в Советском Союзе Трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина.

Это первые три Трижды Героя Советского Союза. Слева направо: Александр Иванович Покрышкин,               Георгий Константинович Жуков и Иван Никитич Кожедуб.
Это первые три Трижды Героя Советского Союза. Слева направо: Александр Иванович Покрышкин, Георгий Константинович Жуков и Иван Никитич Кожедуб.

Родился Александр Иванович Покрышкин 6 марта 1913 года в Новосибирске.

С детства мечтал о небе. В 1932 году поступил в Пермскую военную авиационно-техническую школу. По прибытии в школу Александра ожидал тяжелый удар - в школе закрылось летное отделение и осталась только отделение подготовки авиационных техников. Рапорты о переводе в другую авиационную школу ничего не дали, пришлось учится на авиационного техника. Правда, появилась отдушина - планерный кружок, в котором Александр освоил полеты на планере. После окончания училища была служба, курсы повышения квалификации авиационных специалистов в Ленинграде, но прежде всего была мечта о крыльях. Хотелось летать самому, и в 1938 году Александра принимают в знаменитую Качинскую летную школу. После окончания с отличием летной школы в звании лейтенанта Покрышкина направляют в 55-й истребительный авиационный полк, расквартированный в Одессе. В 1940 году полк переводится в Молдавию, в город Бельцы.

Там Покрышкин и встретил начало войны. Перед самым началом войны Александр переучивается на новый истребитель МиГ-3.

Это истребитель МиГ-3. В то время новый  скоростной высотный истребитель-перехватчик.
Это истребитель МиГ-3. В то время новый скоростной высотный истребитель-перехватчик.

Освоив новую машину, Александр учит товарищей использовать все достоинства нового самолета - высокую скорость, маневренность на вертикалях, скоростное пикирование.

Начало войны нанесло Александру еще один тяжелый удар судьбы. В одном из первых боевых вылетов Покрышкин замечает в воздухе группу неизвестных самолетов - одномоторных двухместных бомбардировщиков с объединенной кабиной летчика и борт-стрелка. Приблизившись к крайнему, Александр атакует его снизу. Чувствует, что попал с первой же очереди, и заходит для второй атаки сверху. И тут с ужасом видит на крыльях звезды! Атаковал своего! Немедленно прекратил огонь, но бомбардировщик уже задымил и пошел на вынужденную посадку. Оказалось, Покрышкин сбил своего - ближний бомбардировщик Су-2, который недавно был принят на вооружение, и многие наши пилоты еще не знали его силуэта. Было сказано много резких неприятных слов в адрес Александра, но в суматохе первых дней войны обошлось без оргвыводов.

Через несколько дней Покрышкин вдвоем с ведомым вступает в бой с пятеркой "Мессершмиттов". Увернувшись от атаки первой пары, Александр атакует и сбивает Ме-109, преследовавший его ведомого. Немец задымился, вспыхнул и упал, и тут же Александр попал под атаку пары Ме-109. Машину сильно тряхнуло, она стала хуже слушаться управления. С трудом довел Покрышкин ослабевшую машину на аэродром. Так открылся боевой счет будущего героя. В одном из следующих вылетов Александру удается сбить два штурмовика "Хеншель-126", но он попадает под огонь борт-стрелка. На подбородке кровь, фонарь кабины разбит, но приземлиться удалось нормально.

Вскоре во время разведки над переправой через реку Прут Покрышкин был сбит огнем зениток. Сумев перетянуть через реку, приземлился на брюхо на лесной поляне. Добрался на свой аэродром на четвертый день.

Осенью 1941 года создалась напряженная обстановка в районе Ростова. Низкая облачность, осенние дожди и густые туманы приковали авиацию к земле. В один из таких пасмурных дней Покрышкина вызвали в штаб. Оказалось, что танковая группа генерала Клейста, нанеся нашим войскам ощутимые удары, после нашего контрудара под Шахтами, куда-то исчезла под покровом осенних туманов. Задание было простое и конкретное: "Найти танки Клейста!". Взяв крупномасштабную карту, Александр мысленно прошел по намеченному маршруту, заметил необходимые ориентиры и прикинул время пролета этих ориентиров. Проиграл несколько вариантов восстановления потерянной ориентировки. И только после тщательной подготовки сел в кабину "МиГа" и взлетел.

Высота 30 метров, видимость ограничена, горизонт закрыт, земля просматривается только перед самым самолетом. Но вот наконец на дороге от станицы Богаевской на Чалтырь Покрышкин увидел колонну немецких мотоциклистов и танки. В Чалтыре наша пехота ведет оборонительный бой. Возвратившись на аэродром, Александр немедленно сообщил в штаб о нашем окруженном гарнизоне. В штабе ничего об этом не знали. Заправившись, Покрышкин снова вылетел на поиски. К вечеру, уже на последних каплях горючего, за лесополосой у степной дороги западнее Новочеркасска, ему удалось обнаружить колонну в три ряда танков - около двухсот машин. Это и была главная ударная сила группы Клейста. Донесение было немедленно после возвращения Покрышкина передано в вышестоящие штабы.

В декабре 1941 года Александр Иванович Покрышкин получил свою первую награду - Орден Ленина.

Орден Ленина был высшей наградой.
Орден Ленина был высшей наградой.