Последний полет Валерия Чкалова

15 декабря 1938 года летчик-испытатель Герой Советского Союза комбриг Валерий Павлович Чкалов погиб во время первого полета на новейшем истребителе И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Существовало много версий случившегося, начиная от умышленного вредительства работников авиационного завода, заводского брака агрегатов самолета, продолжая ошибками в прочностных расчетах конструкции самолета, и завершая политическими интригами.

Сначала давайте вспомним, как все было.

Опыт боев в небе Испании показал, что основной советский истребитель И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не может на равных драться со своим главным соперником - истребителем Мессершмитт Ме-109. Не хватает скорости, слабое вооружение, сложное управление, да еще и устаревшая тактика воздушного боя. Советское руководство это понимало. Последовало несколько модернизаций самолета И-16, однако они не могли решить всех проблем. Николай Николаевич Поликарпов разработал конструкцию нового истребителя И-180, являющегося дальнейшим развитием и усовершенствованием И-16. Более прогрессивные технологии, широкое использование штампованных и прессованных деталей, новый мощный двигатель М-88 - это был несомненный шаг вперед.

Производство, как всегда у нас бывает, отставало, заданные сроки не выдерживались. И вот, после нескольких пробежек и подскоков назначили первый вылет нового истребителя на 15 декабря 1938 года. Накануне температура воздуха была около нуля, и на самолете не была установлена заслонка радиатора, регулирующая температуру. Был еще ряд недоделок, которые, вроде бы, не должны были повлиять на безопасность полета. Накануне сломалась тяга заслонки карбюратора. Отремонтировали. Однако Главный Конструктор документ о готовности самолета к вылету не подписал - он считал, что не следует спешить с первым вылетом и необходимо лучше подготовить самолет.

Ночью похолодало, и утром температура воздуха было около - 20 градусов. Взлет. Полет проходил нормально, однако после набора высоты Чкалов почему-то вылетел далеко за пределы аэродрома. Мотор нормально работал на больших оборотах. Вопреки полетному заданию, логике летчика-испытателя и элементарной дисциплине, Валерий Павлович Чкалов удалился от аэродрома в первом полете на новом неизвестном самолете. При возвращении и заходе на посадку на малом газе двигатель остыл, заслонка радиатора отсутствовала и закрыть радиатор было невозможно. Первый вылет, пилот не знал, как планирует самолет, не смог правильно рассчитать посадку. Самолет не дотягивал до полосы, была маленькая скорость, чтобы дотянуть, Чкалов прибавил газу. Остывший мотор захлебнулся топливом и заглох. Самолет упал и врезался в опору электропередачи, не хватило высоты и скорости. Валерий Павлович Чкалов погиб.

Началось расследование, были арестованы директор завода и главный инженер Главка, многие работники инженерно-технических служб.

Причиной гибели Героя Советского Союза летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова назвали техническую неисправность самолета. А далее возникло много версий. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, генерал-полковник авиации Георгий Филлипович Байдуков считает главной причиной катастрофы отсутствие заслонки радиатора, что явилось следствием преступной халатности работников авиазавода. Были даже версии о том, что недоработки были организованы специально, чтобы произошла авария. Известный историк авиации авиаконструктор Владимир Борисович Шавров не считал работников завода виновными. Были также версии о вредителях из НКВД, умышленно устроивших катастрофу по заданию Иосифа Сталина и Лаврентия Берии. Этой версии до сих пор придерживаются члены семьи Валерия Чкалова - дети и внуки. Однако мне кажется более правильной причина, озвученная Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем, генерал-полковником авиации Михаилом Михайловичем Громовым. Самолет потерпел катастрофу при посадке потому, что вылетел за пределы аэродрома. Если бы полет проходил над аэродромом, как и было указано в полетном задании, то даже при отказе двигателя Чкалов без сомнения сумел бы посадить самолет с выпущенным шасси в целости и сохранности (в первом полете шасси не убиралось). В этом случае причина отказа была бы точно известна и наверняка устранена. Но по неизвестной причине шеф-пилот конструкторского бюро, Герой Советского Союза комбриг Валерий Павлович Чкалов нарушил полетное задание и вылетел далеко за пределы аэродрома.

Истинную причину мы не узнаем никогда. Вряд ли это было простое ухарство и лихачество. Но страна потеряла великого летчика, а интересная конструкция самолета приобрела репутацию невезучей. О судьбе этого самолета я еще расскажу...