Сверхзвуковой ракетоносец Ту-135

В 1958 году в ОКБ Андрея Николаевича Туполева начались инициативные работы по стратегической ударной системе. Аналогичные проекты разрабатывались в ОКБ Владимира Михайловича Мясищева. До осени 1960 года велись поисковые исследования. 3 октября 1960 года вышло Постановление Совета Министров СССР, по которому ОКБ Владимира Михайловича Мясищева передавалось в ракетно-космическую отрасль и освобождалось от проектирования и разработки сверхзвукового самолета-носителя. ОКБ Андрея Николаевича Туполева должно было в 3-х месячный срок дать предложения по созданию дальнего сверхзвукового бомбардировщика - ракетоносца и дальнего сверхзвукового самолета-разведчика с возможностью серийной постройки их на авиационном заводе в Казани. Были проработаны десятки вариантов проектов самолета, получившего обозначение "проект 135" или Ту-135, с большим количеством аэродинамических компоновочных решений под различные типы двигателей. В ходе проектирования исследовался и перерабатывался опыт проектирования дальних стратегических сверхзвуковых самолетов, которые разрабатывались в ОКБ ранее, а также материалы по проектам других ОКБ, которые были переданы Андрею Николаевичу Туполеву. Для самолета Ту-135 рассматривались различные типы двигателей. Число двигателей, в зависимости от их тяги, менялось от четырех до шести. В ходе работ по выбору аэродинамической схемы самолета было изготовлено несколько моделей самолета Ту-135, на которых в ЦАГИ были проверены различные варианты схем крыла и расположения двигателей, а также определялся профиль крыла. В результате была выбрана схема с треугольным крылом с переменной стреловидностью по передней кромке, одним килем и разнесенными по размаху крыла спаренными мотогондолами.

Схема сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-135.
Схема сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-135.

Дополнительно изучался вопрос создания ракетного вооружения - крылатых ракет различного назначения и баллистических ракет воздушного базирования. Разрабатывался навигационно-пилотажный и прицельный комплексы, бортовая аппаратура на основе новейших достижений отечественной радиоэлектронной промышленности. Расчетным путем были получены следующие данные ракетоносца. Максимальный взлетный вес 200 тонн. Длина самолета 50,7 метра, высота 10,7 метра, размах крыла 38,4 метра. Силовая установка предполагалась из четырех газотурбинных двигателей НК-6 конструкции Николая Дмитриевича Кузнецова тягой 23500 кг каждый, которые размещались по два в разнесенных по размаху крыла спаренных мотогондолах. При этом предполагалась максимальная скорость 2650 км/час, практический потолок 19000 - 22000 метров, дальность полета на сверхзвуке 8000 км, максимальная дальность полета 10000 км. Вооружение планировалось до шести крылатых ракет большой дальности или баллистических ракет "воздух-воздух". Экипаж самолета 4 человека.

Сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-135.
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-135.

Проект предполагал создание на базе одного самолета системы для решения широкого круга оперативно-стратегических задач. Эти задачи включали поиск и уничтожение авианосцев, транспортных судов и конвоев. Для этого предназначались крылатые или баллистические ракеты с дальностью полета 500 - 600 км. Радиус действия должен был составить с дозаправкой  6000 км. Также предполагался поиск и уничтожение кораблей-носителей ракетного оружия, в том числе подводных, на удалениях, превышающих дальность пуска ракет. При этом самолет должен был иметь значительное время барражирования и поисково-ударную систему на основе крылатых и баллистических ракет, противолодочных бомб и авиационных торпед. Также в задачи ракетоносца входило нарушение транспортных перевозок. Для этого Ту-135 оборудовался РЛС и вооружался ракетами класса "воздух-воздух". Также необходимым было ведение воздушной, радиотехнической, фотографической и специальной разведки на сверхзвуке в радиусе 5000 км, с дозаправкой  до 6500 км, на дозвуковой скорости 7500 км.

Тогдашний глава СССР Никита Сергеевич Хрущев взял курс на сворачивание перспективных работ по авиационной тематике в пользу дальнейшего развития межконтинентальных баллистических ракет. Он предложил увеличить крейсерскую скорость до 3000 км/час, и одновременно задание на самолет для борьбы с авианосными группами получили ОКБ Павла Осиповича Сухого, который начал разрабатывать проект стратегического ракетоносца Т-4, и ОКБ Александра Сергеевича Яковлева с проектом ракетоносца Як-35.

В июле 1962 года на научно-техническом совете проект Ту-135 раскритиковали из-за большого взлетного веса 200 тонн и малой крейсерской скорости - 2500 км/час вместо 3000 км/час. Туполев отвечал, что с точки зрения экономии средств целесообразно строить один самолет Ту-135, который способен решать стратегические задачи и задачи дальней авиации. При этом снижение скорости до 2500 км/час вместо 3000км/час увеличивает подлетное время крайне мало. Кроме того, Ту-135 мог нести 4-6 ракет вместо двух в проектах Павла Осиповича Сухого и Александра Сергеевича Яковлева. В декабре 1963 года разработка проекта была приостановлена в пользу проекта стратегического ракетоносца Т-4 разработки Павла Осиповича Сухого, а к середине 1960-х годов окончательно закрыта.

Однако выполненные работы не пропали даром. Многие технические решения, созданные при работе над проектом Ту-135, были использованы в последующих разработках ОКБ, например, в серийно выпускавшихся самолетах Ту-22М3 и Ту-160 "Белый лебедь".

Стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь"  ВКС России.
Стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь" ВКС России.

Всмотритесь. В совершенных линиях Ту-160 "Белый лебедь" можно увидеть идеи и очертания Ту-135.