Тяжелый барражирующий перехватчик Ту-128

Ту-128 - тяжёлый двухместный истребитель - перехватчик ПВО, представляющий собой самолет - носитель в составе авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-128С-4. Эти барражирующие перехватчики составляли основу самолетного парка в частях ПВО СССР до конца 1980-х годов.

В конце 1950-х годов остро встала проблема воздушного прикрытия огромной территории страны от нападения авиации вероятного противника. В ПВО страны появились зенитно-ракетные комплексы С-25 и С-75, но они разворачивались только вблизи городов и важнейших объектов. Начали поступать в полки ПВО истребители-перехватчики МиГ-17ПФУ и Як-25К, затем МиГ-19ПМ, Су-9 и Як-28. Но эти самолеты имели небольшой радиус действия и могли выполнять только объектовое прикрытие, а нужно было прикрывать тысячи километров воздушной границы в районах Сибири и Дальнего Востока. Командующий авиацией ПВО СССР маршал Евгений Яковлевич Савицкий попросил Андрея Николаевича Туполева заняться проектом тяжелого истребителя - перехватчика на основе опытного бомбардировщика проект "98". По сравнению с прототипом были изменены шасси, механизация крыла, конструкция воздухозаборников, использован тормозной парашют.

Схема истребителя - перехватчика Ту-128.
Схема истребителя - перехватчика Ту-128.

Разрабатывалась новая концепция авиационно-ракетного комплекса, в которой истребитель - перехватчик рассматривался как составная часть единой системы, состоявшей из самолета-носителя, ракет класса "воздух-воздух", бортовых радиолокационных станций обнаружения и наведения, а также наземных радиотехнических устройств. Большая дальность обнаружения цели бортовой РЛС и значительная дальность полета ракеты "воздух-воздух" не требовали точного вывода самолета-носителя на цель, было достаточно с помощью наземных средств наведения вывести носитель в район цели. Строительство опытного образца велось в течение 1960 года, опытный перехватчик 18 марта 1961 года выполнил первый полет, пилотировали самолет летчик-испытатель Михаил Васильевич Козлов и штурман-испытатель Константин Иванович Малхасян. Испытания продолжались до июля 1964 года, комплекс получил официальное название " Авиационно-ракетный комплекс Ту-128С-4, самолет Ту-128, ракеты Р-4Р и Р-4Т", и 8 июня 1965 года комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.

Фюзеляж самолета Ту-128 состоял из четырех основных частей: носовой, передней, средней и хвостовой. Носовая часть включала носовой обтекатель и две гермокабины экипажа. Экипаж входил в кабину через открывающиеся вверх крышки фонаря. В кабине летчика управление выполнено как на тяжелых бомбардировочных кораблях - установлена штурвальная колонка со штурвалом и тормозами на педалях. Катапультные кресла катапультировались в очередности - сначала штурман, потом летчик. Командир мог принудительно катапультировать штурмана. Самолет имел широкое низкорасположенное стреловидное крыло. В центроплане и средней части крыла располагались топливные баки. К крыльям крепились основные стойки шасси, механизмы уборки и гондолы, а также пилоны подвески ракет. На верхней поверхности крыла имелось два аэродинамических гребня для обеспечения путевой устойчивости. Хвостовое оперение вертикальное и горизонтальное стреловидное. Снизу фюзеляжа также имеется два аэродинамических гребня.

Истребитель-перехватчик Ту-128.
Истребитель-перехватчик Ту-128.

Шасси самолета трехопорное с носовой двухколесной опорой. Основные стойки шасси имеют по четыре колеса. При посадке используется тормозной парашют.

Перехватчик Ту-128 на посадке.
Перехватчик Ту-128 на посадке.

Длина самолета 30,06 метра, высота 7,15 метра, размах крыла 17,53 метра. Максимальный взлетный вес 43,7 тонны.Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-7Ф2 конструкции Архипа Михайловича Люлька тягой 10100 кг на форсаже. Двигатели имели боковые полукруглые воздухозаборники с подвижными электроуправляемыми конусами, регулирующими площадь входного сечения. При этом максимальная скорость самолета составляла 1910 км/час, практический потолок 15600 метров, дальность полета 2665 км. Вооружение состояло из двух управляемых ракет класса "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения и двух управляемых ракет класса "воздух-воздух" с радиолокационной головкой самонаведения, пушечное вооружение отсутствовало.

Пилотажно-навигационное оборудование Ту-128 обеспечивало полеты днем и ночью, в сложных метеоусловиях. В его состав входят пилотажно-навигационная система, курсовая система, автопилот, авиагоризонт, навигационное вычислительное устройство, комбинированный указатель скорости, высотомер, указатель положения стабилизатора, автомат углов атаки, скольжения и перегрузок, указатель высоты и перепада давления и доплеровская навигационная система. В комплект радионавигационного и радиосвязного оборудования входят автоматический радиокомпас, радиотехническая система ближней навигации, радиовысотомер малых высот, самолетное переговорное устройство, связная радиостанция, командная радиостанция. Система опознавания самолета состояла из запросчика-ответчика госопознавания и ответчика. На самолете была установлена РЛС системы управления ракетным вооружением с радиусом обнаружения 50 километров и захватом цели в 40 километрах. Благодаря большой дальности обнаружения самолет мог действовать по перехвату цели как с наведением с земли, так и самостоятельно.

Всего за время серийного выпуска было изготовлено 188 самолетов разных модификаций. Серийно выпускался Ту-128УТ - учебный вариант с дополнительной передней кабиной на месте радара для подготовки летного состава.

Учебный самолет Ту-128 УТ. Использовался для подготовки летного состава. Кабина инструктора расположена спереди внизу на месте РЛС.
Учебный самолет Ту-128 УТ. Использовался для подготовки летного состава. Кабина инструктора расположена спереди внизу на месте РЛС.

Также выпускался модернизированный самолет Ту-128М с расширенными возможностями по перехвату маловысотных целей. Также существовала модификация Ту-128Б - модификация истребителя-перехватчика Ту-128 во фронтовой бомбардировщик-ракетоносец. Ту-128 был чистым перехватчиком, предназначался для перехвата бомбардировщиков НАТО, таких как Б-52 и не был рассчитан на маневренный воздушный бой. Самолеты Ту-128 стояли на вооружении шести полков ПВО и оставались на службе до середины 1980-х годов. Несколько самолетов служили в ПВО России до 1992 года.