Транспортный самолет Ан-22 "Антей" - самый большой турбовинтовой самолет в мире

Самый большой в мире турбовинтовой транспортный самолет Ан-22 "Антей" предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на большие расстояния. Применялся в гражданской авиации и военно-транспортной авиации для быстрой переброски грузов, вооружений и военной техники. Ан-22 создан в ОКБ Олега Константиновича Антонова, первый опытный самолет поднялся в воздух 27 февраля 1965 года, а в 1966 году на Ташкентском авиационном заводе был выпущен первый серийный самолет Ан-22. В 1967 году Ан-22 поступил на вооружение военно-транспортной авиации.

Транспортный самолет Ан-22 "Антей". Самолет окрашен в цвета Аэрофлота.
Транспортный самолет Ан-22 "Антей". Самолет окрашен в цвета Аэрофлота.

Назначение самолета определило его конструкцию. Самолет Ан-22 имеет огромный фюзеляж, размеры грузовой кабины - длина 33 метра, ширина 4,4 метра, высота 4,5 метра. Скошенная хвостовая часть имеет грузовой люк для погрузки колесной и гусеничной техники.

Грузовой отсек самолета Ан-22 "Антей".
Грузовой отсек самолета Ан-22 "Антей".
Погрузка колесной и гусеничной техники в транспортный самолет Ан-22.
Погрузка колесной и гусеничной техники в транспортный самолет Ан-22.

Самолет Ан-22 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан. На крыльях установлены четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА конструкции Николая Дмитриевича Кузнецова тягой 3750 кг каждый. Двигатели имеют по два соосных четырехлопастных винта противоположного вращения диаметром 6,2 метра изменяемого шага с автоматическим флюгированием.

Транспортный самолет Ан-22 "Антей". Спереди фюзеляжа под кабиной размещается радиолокационная станция.
Транспортный самолет Ан-22 "Антей". Спереди фюзеляжа под кабиной размещается радиолокационная станция.

Крыло имеет двухщелевые закрылки большого размаха и элероны. Крыло кесонного типа, в нем в баках размещены основные запасы топлива. Шасси самолета состоит из носовой стойки на двух колесах и двух основных шестиколесных стоек повышенной проходимости, что позволяет использовать самолет с грунтовых и заснеженных аэродромов. Хвостовое оперение двухкилевое разнесенное. Рули направления состоят из двух половинок выше и ниже стабилизатора. Максимальный взлетный вес самолета 225 тонн. Длина самолета 57,3 метра, высота 13,53 метра, размах крыла 64,4 метра. Несмотря на столь внушительные размеры, самолет Ан-22 показал высокие летно-технические данные. Разбег при полном взлетном весе составляет всего 1300 метров, пробег при посадке 800 метров. При этом максимальная скорость самолета составляет 600 км/час, практический потолок 8000 метров, дальность полета 5000 км. Экипаж самолета 6 человек. В носовом гермоотсеке фюзеляжа расположена двухпалубная кабина экипажа. На нижней палубе спереди расположена кабина штурмана, а за ней два кубрика пассажирской кабины. На верхней палубе в носовой части расположена кабина других членов экипажа, а за ней третий кубрик пассажирской кабины. Всего в кубриках есть место для 21 человека, сопровождающих груз.

Самолет Ан-22 предназначен для посадочного десантирования, парашютного десантирования техники и грузов, личного состава а также транспортных перевозок грузов, личного состава и раненых.

Военно-транспортный самолет Ан-22 выполняет посадочное десантирование. Самолет имеет камуфляжную раскраску.
Военно-транспортный самолет Ан-22 выполняет посадочное десантирование. Самолет имеет камуфляжную раскраску.

Всего пассажиров  290 человек или 151 десантник. При переоборудовании в санитарный вариант можно взять 202 человека. Самолет имеет бортовое погрузочно-разгрузочное оборудование, состоящее из рампы, являющейся нижней створкой грузового люка, монорельсовых электротельферов, электрических лебедок и различных такелажных и швартовочных приспособлений. Наклонная рампа позволяет осуществлять погрузку с земли, с платформы или кузова автомобиля. Десантирование парашютистов производится через рампу или в дверь, в один, два или три потока.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета Ан-22 включает прицельно-навигационный пилотажный комплекс с радиолокационной станцией, бортовую навигационно-посадочную аппаратуру, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, радиостанцию ближней навигации, радиотехническую систему дальней навигации, самолетный автоответчик "свой-чужой", самолетный дальномер, систему предупреждения об облучении радаром противника, аппаратуру опознавания и аппаратуру прицеливания по радиомаякам. Радиооборудование самолета включает в себя командные МВ-ДМВ радиостанции, коротковолновые радиостанции, средневолновый передатчик, КВ и СВ приемник, аварийную радиостанцию, магнитный самописец основных параметров полета и переговоров экипажа (так называемый "черный ящик", хотя на самом деле он ярко-оранжевого цвета), а также аппаратуру кодовой связи.

Самолеты Ан-22 активно применялись для доставки грузов и личного состава при ведении боевых действий в Афганистане.

Военно-транспортный самолет Ан-22 в камуфляжной раскраске.
Военно-транспортный самолет Ан-22 в камуфляжной раскраске.

Самолеты Ан-22 участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, при ликвидации последствия землетрясения в Армении. Также на Ан-22 перевозили гуманитарные грузы в Эфиопию, Ливию, Анголу. Одним из основных достоинств самолета является эксплуатационная надежность и экономичность. По показателям экономичности Ан-22 превосходит практически все транспортные самолеты.

Всего за время серийного производства было изготовлено 69 самолетов разных модификаций. Самолеты модификации Ан-22А отличались существенными конструктивными усовершенствованиями в системе управления, электроснабжения, топливной и других системах. По состоянию на первую половину 2018 года в России 4 самолета эксплуатируются, 10 самолетов находится на хранении. Если понадобится - они тоже взлетят...