Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин сажал истребитель на автостраду. Его опыт не пропал даром...

Посадка самолета на шоссе воспринимается как комедийный момент или как аварийная ситуация. Все тут же вспомнят эпизод посадки пассажирского Ту-134 на автостраду из кинокомедии "Необычайные приключения итальянцев в России".

Но во время Великой Отечественной войны был момент, когда посадка самолета на автостраду и взлет с нее стали обычным повседневным делом для летчиков 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал первый в СССР Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. В период Второй Мировой Войны фронтовая авиация повсеместно действовала с грунтовых аэродромов, использование бетонных аэродромов случалось крайне редко. Весной 1945 года сложилась такая ситуация - от весенней распутицы все полевые аэродромы раскисли, каждый взлет самолета, не говоря о посадке, сопровождался большим риском аварии. Советская Армия наступала, а поддержать наступление авиация не могла. Люфтваффе в тот момент действовала с Берлинских аэродромов с бетонным покрытием и не зависела от капризов погоды. Решение возникло неожиданно, а осуществлять его начал Александр Иванович Покрышкин. Использовать в качестве аэродрома автостраду Берлин - Бреслау! "Аэрокобра", на которой летала дивизия Покрышкина, была единственным истребителем, имеющим шасси с носовым колесом. Кроме того, "Аэрокобра" отличалась от других самолетов прекрасным обзором передней полусферы из-за оригинальной конструкции фюзеляжа и компоновки двигателя за кабиной пилота. Посадка на таком самолете была значительно легче, чем, например, на Ла или Як, которые имели шасси с хвостовым колесом и двигатель перед кабиной пилота. Как и во многих других ситуациях, Покрышкин все пробовал на себе. Сначала он сам посадил самолет на шоссе, потом посмотрел, как садится ведомый - тогда это был Голубев Георгий Гордеевич, а потом стала приземляться вся дивизия.

Посадка советского истребителя П-39 "Аэрокобра" на автостраду Берлин-Бреслау.
Посадка советского истребителя П-39 "Аэрокобра" на автостраду Берлин-Бреслау.

Больше 100 самолетов первый раз сели без поломок на бетонную автостраду. Три самолета сели рядом с шоссе на грунт и увязли в раскисшей земле. Их потом вытащили тягачами. Очень быстро отработали организационные моменты. Перед взлетом группы самолетов по сигналу передвижные блок-посты выдвигались на шоссе и перекрывали движение автотранспорта. Самолеты были замаскированы в зарослях рядом с дорогой. Они заранее готовились к вылету, и по сигналу выруливали на автостраду на старт и немедленно взлетали. После этого блок-посты возобновляли движение транспорта, и определить точное место нахождения этого аэродрома противнику было уже невозможно.

Взлет пары истребителей "Аэрокобра" с аэродрома - автострады.
Взлет пары истребителей "Аэрокобра" с аэродрома - автострады.

Противник неоднократно пытался найти место нахождения "передвижного" аэродрома. Посылали авиаразведку, даже разведчиков - парашютистов. Часто подстерегали в засадах истребители - "охотники". Один раз произошел показательный случай - на аэродроме - автостраде находилась группа операторов кинохроники. Они снимали момент прохождения через "аэродром" колонны техники Войска Польского. Вдруг в небе неожиданно появилась пара немецких истребителей Фокке-Вульф ФВ-190. Операторы, не ожидавшие настоящего боя, разбежались по укрытиям, но камер не бросили, продолжая снимать. Дежурная пара истребителей быстро взлетела в воздух, и в небе над автострадой завязался бой. Через несколько минут оба немца были сбиты. Один из них оказался командиром истребительной эскадры, награжденным Железным крестом. Этот бой и несколько аналогичных отучили немцев от налетов на аэродром. И только в марте месяце, когда земля окончательно подсохла, дивизия Покрышкина оставила автостраду и перебазировалась на полевые аэродромы.

Опыт Александра Ивановича Покрышкина вспомнили на учениях Воздушно-Космических Сил России в 2018 году. Отрабатывалась ситуация с нападением противника на аэродромы базирования фронтовой авиации и повреждением взлетно-посадочных полос. Оказалось, что наши истребители прекрасно могут обходиться и автомобильными магистралями вместо аэродромов.

Посадка истребителя Су-30 ВКС России на автомагистраль.
Посадка истребителя Су-30 ВКС России на автомагистраль.
Посадка истребителя Су-27  ВКС России на автомагистраль.
Посадка истребителя Су-27 ВКС России на автомагистраль.
Взлет истребителя Су-27 с автострады.
Взлет истребителя Су-27 с автострады.

То есть, если понадобится, то обойдемся и без аэродромов для фронтовых истребителей. Вот как-то так...