"Воздушный извозчик" советского неба Ли-2. Самолет - эпоха, серийно выпускавшийся с 1939 по 1954 годы и служивший до 1974 года

15.05.2018

В ходе серийного производства с 1939 по 1954 годы было изготовлено более 12000 экземпляров самолетов Ли-2 разных модификаций, честно служивших до 1974 года. Этот самолет стал эпохой в истории авиации нашей страны.

Для улучшения грузовых и пассажирских авиационных перевозок по стране, а также из-за ограниченных возможностей отечественной промышленности, Правительство СССР приняло решение о приобретении в США лицензии на серийное производство хорошо зарекомендовавшего себя транспортного самолета ДС-3 фирмы "Дуглас Эйркрафт Компани".

Транспортный самолет Дуглас ДС-3.
Транспортный самолет Дуглас ДС-3.

10 января 1937 года решением Правительства передан в серийное производство самолет ДС-3, который в нашей стране первоначально получил наименование ПС-84. Организацией и контролем серийного производства занималось КБ под руководством Владимира Михайловича Мясищева. Самолет выпускался на заводе № 84 (отсюда и название ПС-84 ) в Химках.

Самолет ПС-84 первых серий.
Самолет ПС-84 первых серий.

Однако ПС-84 нельзя считать полным повторением «американца». Он практически целиком строился из отечественных материалов. Пассажирская кабина ПС-84, в отличие от американской машины, сообщалась внутренним проходом с багажным отсеком. Самолет оснащался двигателями М-62ИР конструкции Аркадия Дмитриевича Швецова с винтами изменяемого шага ВИШ-21 и отечественными колесами.

После заводских испытаний ПС-84 был направлен в НИИ ГВФ, где с 3 сентября по 17 декабря 1939 года проходил государственные испытания. В 1940 году ПС-84 появился на линиях Аэрофлота, где обслуживал как внутренние, так и международные рейсы, к примеру, Москва-Берлин и Москва-Стокгольм.

Машины рассчитывались на 21 пассажирское место. Самолет мог летать и на одном двигателе, что положительно сказывалось на безопасности полетов. Козырек остекления пилотской кабины оборудовался антиобледенительным устройством, которое могло устанавливаться также на крыле и хвостовом оперении. Пассажирский салон имел вентиляцию и отопление, источники индивидуального освещения и верхние полки для легкого багажа.

В 1940 году был создан транспортно-десантный вариант — ПС-84-К. Он прошел государственные испытания в НИИ ВВС в начале лета 1940 года. На ПС-84-К усилили пол и снабдили десантно-транспортным оборудованием, в составе которого был подъемный кран на 860 кг. Широкая грузовая дверь (1,65x1,52 м) располагалась на левом борту самолета и открывалась наружу вверх. При необходимости самолет можно было быстро трансформировать в санитарный ПС-84-И. ПС-84-К обеспечивал внутрифюзеляжную перевозку пушек П-45, П-76 или 25 полностью экипированных десантников. Конструкция самолета обеспечивала и внешнюю подвеску грузов на специальных мостах под центропланом. Максимальная загрузка составляла 30 человек, а десантная, при радиусе действия до 500 км была равна 2400 кг.

Погрузка транспортно-десантного самолета ПС-84К
Погрузка транспортно-десантного самолета ПС-84К

С началом Великой Отечественной войны все гражданские ПС-84 переориентировали на решение военных задач, в том числе, для обеспечения десантных операций ВДВ и снабжения партизанских отрядов. В связи с блокадой Ленинграда самолеты Московской авиационной группы особого назначения ГВФ (МАГОН) выделили на переброску продовольствия и горючего в осажденный город, а обратно — гражданского населения. За два рейса в один день они доставляли до 150 тонн продуктов. Сверху на самолете смонтировали турель с крупнокалиберным пулеметом, а снизу под фюзеляжем устройства для сброса бомб.

Самолет ПС-84 из состава Московской авиационной группы особого назначения ( МАГОН).
Самолет ПС-84 из состава Московской авиационной группы особого назначения ( МАГОН).

В сентябре 1941 года летчик Московской авиагруппы Алексей Антонович Пантелли вел ПС-84 с грузом продовольствия из Москвы в Ленинград. Внезапно самолет атаковали четыре «мессершмитта». Каково же было удивление немецких летчиков, привыкших безнаказанно уничтожать беззащитные транспортники, когда во время первой же атаки их встретил пулеметный огонь. Один Ме-109 рухнул в воду, другой загорелся и скрылся за лесом. Остальные улетели искать более легкую добычу.

ПС-84 принимал участие практически во всех крупных военных операциях Отечественной войны. Одной из самых крупных десантных операций начала войны была переброска советских войск в район Орла, когда в течение трех дней было доставлено 5440 бойцов 5-го воздушно-десантного корпуса и более 12 тонн груза. К лету 1942 года вследствие потерь самолетов на фронте и сокращения производства из-за эвакуации возникла острая потребность в бомбардировщиках. Пришлось использовать ПС-84. Эти самолеты брали до четырех 250-килограммовых авиабомб, которые размещались на внешней подвеске. Прицел представлял собой простейший визир, смонтированный на правом борту самолета. Он был неудобен в работе и создавал штурману определенные трудности, да и точность бомбометания была ниже, чем у бомбардировщика. Зато экипажи ПС-84 обладали важным преимуществом перед летным составом бомбардировщиков Ил-4. Они летали в удобной обогреваемой кабине, на борту самолета имелся буфет и туалет, в случае необходимости можно было «размять» затекшие конечности. Пусть самолеты летали с меньшей скоростью, но зато с достаточно высоким уровнем комфорта на больших расстояниях, да в придачу еще был и автопилот АВП-12. Летчики Ли-2 со своими задачами справлялись. Во время Сталинградской битвы в ночь на 26 августа 1942 года самолеты 1-й авиационной дивизии АДД (Авиации Дальнего Действия ) точными попаданиями авиабомб ФАБ-250 уничтожили фашистские переправы через Дон.

С сентября 1942 года после эвакуации в Ташкент, завод стал выпускать военную версию ПС-84, которая получила обозначение Ли-2 по имени главного инженера завода Бориса Петровича Лисунова, руководившего серийным производством самолета. Ли-2 был уже не пассажирским, а многоцелевым самолетом, использовавшимся и как бомбардировщик, и в качестве транспортного. Начиная с лета 1942, года часть полков ТБ-3 была перевооружена на Ли-2.

К лету 1943 года в составе ВВС было три авиационных корпуса, включая 7-й авиационный корпус АДД ( Авиации Дальнего Действия ), почти полностью вооруженных Ли-2 как в транспортном, так и бомбардировочном вариантах. К концу войны насчитывалось 19 полков, укомплектованных этими универсальными машинами.

Одним из полков - 101-м авиационным полком АДД, воевавшим на Ли-2, командовала с марта 1942 года по октябрь 1943 года первая женщина - Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова. На май 1943 года она лично совершила около 200 боевых вылетов, в том числе 132 ночных, на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для связи с партизанскими отрядами. В 1943 году ей было присвоено звание полковника.

Герой Советского Союза полковник Валентина Степановна Гризодубова.
Герой Советского Союза полковник Валентина Степановна Гризодубова.

 Самолеты Ли-2 в вариантах ночного бомбардировщика, транспортно-десантного самолета и пассажирского самолета.
Самолеты Ли-2 в вариантах ночного бомбардировщика, транспортно-десантного самолета и пассажирского самолета.

Начиная с 1944 года бомбометание осуществлялось осуществлялось с использованием дневного - ОПБ-1р, и ночного - НКПБ-7 бомбардировочных прицелов, что значительно повысило точность бомбометания.

В послевоенные годы построили пассажирский Ли-2П. 28 пассажиров с багажом размещались в полумягких креслах, пол застилался коврами. Общая и индивидуальная вентиляция, освещение, система отопления и теплозвукоизоляция создавали необходимый комфорт. В хвостовой части пассажирской кабины размещались гардероб и туалетная комната. По всей длине салона имелись полки для личных вещей пассажиров.

В мирное время самолет широко применялся в районах Крайнего Севера в полярной авиации.

Самолет Ли-2 полярной авиации СССР на лыжном шасси.
Самолет Ли-2 полярной авиации СССР на лыжном шасси.

Но ничего нет в мире вечного. Устарел и Ли-2. Его постепенный вывод из эксплуатации и списание началось в конце 1950-х в связи с заменой их на более совершенные самолеты Ил-12 и Ил-14.

Ли-2 любили все. Самолеты эти хорошо знал и любил летный состав и технические службы ВВС и АДД, в Гражданском Воздушном Флоте, и все без исключения модификации называли «Дуглас». А еще самолет снялся в одной из главных ролей в популярном художественном фильме "Воздушный извозчик" киностудии "Мосфильм", снятом в 1943 году в эвакуации в Алма-Ате.