Можно ли православным носить серьги?

28.07.2017

Деревянный дом с трубой, стаи птиц над головой

Дуня да на крылечке, в думах о колечке.

Пес лохматый в конуре - вот забава детворе,

Ванька рядом с дедом - все в Кусочке Неба.

Cергей Галанин (группа "СерьГа")

Серьги сегодня (в широком историческом смысле) воспринимаются практически всегда как украшение. Да и как может быть иначе, если они действительно красивые. И, безусловно, идут украшающим себя, когда подобраны с хорошим вкусом.

Например, известен такой эпизод: одна молодая девушка вопросила батюшку, можно ли носить серьги. На это священник ответил: "Посмотрите на фотографии княгини Елисаветы, у неё тоже серьги в ушах, но зато какая святость в глазах". И, правда, взгляните на фотографии преподобномученицы Елисаветы – какой у нее прекрасный вкус, как органично и целомудренно выглядит одежда и украшения. В конце XIX в. даже ходила такая поговорка: "В мире есть только две красавицы, и обе - Елизаветы. Это - Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна Романова". При этом, как известно, никакие драгоценности не стали для нее фетишем: когда надо было, она раздала их для благих дел.

Но это было совсем недавно. А что там, в историческом далёко…?

Выясняются удивительные вещи. Так специалист по древнерусской культуре, искусствовед Светлана Липатова обращает внимание на странную, казалось бы, вещь на иконах: "На великолепном греческом образе святого мученика Иакова Перского (конец XII — начало XIII века) обращает на себя внимание серьга в виде колечка с небольшой подвеской. Такое украшение на Востоке издавна было мужским аксессуаром и могло указывать на высокий социальный статус".

Серьга на иконе???

Получается, это такая важная вещь, что и на иконах изображать ее необходимо. Исследуя вопрос дальше, Светлана замечает: "Византийский писатель Лев Диакон (конец X века) в своем сочинении «История» описывает внешность князя Святослава Игоревича, сына княгини Ольги: «…выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом (камнем красного цвета), обрамленным двумя жемчужинами». Неизвестно, когда широкая традиция ношения мужчинами серег прервалась и забылась, но есть неоспоримое свидетельство ее существования и в XIV веке".

Но, может быть, есть и другие значения у серьги? И почему она именно одна?

Отвечая на этот вопрос, эксперт напоминает: есть "предположение, что серьга в ухе мужчины издавна означала и то, что он единственный сын у своих родителей. Различия в ношении серьги в зависимости от того, каково было семейное положение воина, бытовали на Руси в казачьей среде, но эта традиция, по всей видимости, имеет древние корни…"

Еще интересней, ведь казаки стараются чтить свои традиции, а потому, выяснить, что значат серьги у них, должно быть гораздо проще. И да – это именно так.

Обычай носить серьги у казаков – это чисто социальное явление, причем, с военным уклоном. Одну серьгу носил:

- в левом ухе - единственный сын у одинокой матери;

- в правом ухе - последний мужчина в роду, где не было наследников по мужской линии.

Две же серьги носил единственный ребенок у родителей, т.е. фактически кормилец.

Почему это было важно при военных действиях – у атамана в самый разгар битвы была очевидная подсказка, кого, судя по серьгам, можно было бы отправить на определенные действия, не посылая, например, на передовую, где риск погибнуть, оставив престарелых родителей, был выше.

Практически в связи с этим, искусствовед Светлана Липатова замечает: "В греческой фреске 1192 года в храме Панагии-ту-Араку на острове Кипр круглая серьга с тремя подвесками в правом ухе Младенца Христа, Которого держит на руках Богоматерь, возможно, символизирует именно то, что Иисус — Единородный, Единственный Сын Божий".

Получается следующий очевидный вывод – мужские серьги, согласно разным традициям, не являются предметом, которым мужчина сам распоряжается. Он не волен выбирать – носить или не носить серьги, эту роль ему отводит социум, оставляя его, таким образом, в некотором послушании родителям и самому обществу.

И совсем наоборот ситуация у женщин – они именно что сами выбирают себе такое украшение, они выбирают себе возможность – носить или не носить, например, серьги (в скобках, конечно, надо заметить, что очень часто женская часть человечества не буквально выбирает себе серьги, а получает их – от родителей, в дар от родственников, от мужчин и т.д. В некотором роде, женщины тоже зависимы, но на их выбор ношения сережек это влияет в гораздо меньшей степени, чем в традиционных обществах для мужчин).

Отсюда и вопросы о ношении подобных украшений задают именно женщины. Что же им отвечают адресаты, среди которых, конечно, есть священники.

На одном православном форуме рассуждают батюшки (в сокращенном виде):

- иерей Рустик: "Честно говоря, об этом сильно так, глобально, не задумывался.... делать из этого большую проблему, ставить во главу угла общения с противоположным полом - носит девушка серьги или не носит - не следует. Как говорится, главное, чтобы человек был хороший - верующий...".

- протоиерей Андрей: "Мое личное отношение к украшениям сходно с мнением Его Преподобия (иерея Рустика – прим. Ред.) - это вопрос духовного состояния. Если серьги или другие украшения мешают духовному росту - следует от них избавляться. Но все люди индивидуальны.. Вообще, я не вижу серьезной проблемы в украшениях. Если им не придавать большого значения, то и никакого влияния на состояние души не будет. Опять же, это индивидуально, может кому-то духовники и не благословляют украшения, видя их духовное состояние".

Теперь становится все более очевидным прекрасный ответ одного батюшки, приведенный в начале о святой Елисавете: "…У неё тоже серьги в ушах, но зато какая святость в глазах".

Надо ли дополнительно касаться вопроса о монахинях и серьгах – они подвижницам просто не нужны. Как говорят, "в монастырь не уходят, а приходят", там своя жизнь и свою послушание. Да и с практической точки зрения – надевать серьги просто невозможно из-за монашеского облачения, в данном случае, клобука. Да и вообще, зачем в монастыре серьги? Вопрос, может, и громкий, но явно риторический.

И спорить на счет ношение сережек или наоборот, наверное, тоже не стоит, тем более, опасаясь ссор, обид и интернет-войн. Как поется еще в одной песне Сергея Галанина из группы "СерьГа": "Ты слышишь, кончилась война".