Про предрассудки, предубеждения и стереотипы

30.06.2017

Вышла очень классная статья о том, почему мозг заставляет нас делить мир на «своих» и «чужих».

Об этом последнее время многие пишут, а началось всё, кажется, с книжки Даниеля Канемана. Мне по теме статьи больше нравились исследования в книге Гоулмана «Эмоциональный интеллект», я цитировала в unpublished его рассуждения о предрассудках, предубеждениях и стереотипах:

«Гораздо целесообразнее постараться подавить проявления предвзятого отношения, чем пытаться искоренить сам предрассудок; стереотипы если вообще и видоизменяются, то очень медленно».

Суть в следующем: предубеждения — это нечто вроде эмоционального научения, происходящего в раннем детстве, что чрезвычайно затрудняет полное искоренение этих реакций даже в людях, которые, став взрослыми, понимают, что цепляться за них явно не следует.

Люди могут быть свободными от предрассудков, открыто в этом признаваясь, но сохранять внутренние предубеждения, не замечая их проявлений.

Гоулман видит только один эффективный способ борьбы с предрассудками: нужно менять отношение к ним людей. Не молчать, когда видишь проявление дискриминации, не закрывать глаза на проявление предрассудков, открыто высказываться против даже слабых проявлений нетерпимости или раздражения. В одном исследовании выяснилось, что, когда люди в группе слышат, как кто-то позволяет себе этнические инсинуации, остальные начинают следовать его примеру.

«Ничего не делать в подобной ситуации — это само по себе уже важное действие, позволяющее вирусу предубеждения распространяться, не встречая сопротивления. Возможно, предрассудки и не сдадутся, но проявление предубежденности можно подавить, если изменится климат в обществе».

По исследованиям в статье Republic приведены результаты экспериментов, о которых я ещё не читала. Один результат очевидный в том, что мы бессознательно людей делим на группы: по расовому признаку, социальному и какому угодно ещё. А виновата в этом одна штука, которая находится на границе затылочной и височной долей — веретеновидная извилина, которая отвечает за распознавание лиц. Ее активность снижается, когда мы видим непривычную нам внешность, вот почему отличающиеся от нас люди «все на одно лицо», но из другого лагеря. Ну и в связи с этим люди чаще помогают представителям своей «группы», например, футбольные фанаты болельщикам своей команды.

У этого фаворитизма есть и отрицательные последствия: мы склонны больше прощать представителям своих групп и больше обвинять непохожих на нас.

Но дальше начинается интересное. Такое мгновенное отношение — неосознанное и неконтролируемое, но, когда человек начинает рассуждать про понаехавших, гомофобию и расизм — это уже подключение сознания. Как выяснилось в результате проведения ряда экспериментов, очень значимое влияние оказывают внешние факторы: запахи, музыка, контакты и всё такое. Мы охотнее купим французское вино, если в магазине будет звучать французская музыка. Ну и дальше вы всё знаете, потому что боги маркетинга вечно манипулируют нашим сознанием, как хотят, именно по части вот этого внешнего воздействия.

Резюмируется статья тем, что даже кажущиеся нерушимыми границы между «своими» и «чужими» могут в одно мгновение испариться. Учёный Сапольски уверяет, что мы можем заставить эти границы исчезнуть и приводит три приёма для этого: контакт (формирование общих целей у представителей разных групп), воздействие на автоматические стереотипы (напомнить о непохожих людях, которые многого добились или всем нравятся) и замена обобщения индивидуализмом.

«"Отучить" нас причислять других людей к "своим" или "чужим" невозможно — этот механизм развивался и укреплялся у нас в голове тысячелетиями. Что можно сделать, пишет Сапольски, — это понять, что различия будут всегда, не по одному признаку, так по другому. Следует помнить, что наши "рациональные" обоснования того, почему "они" плохие, — лишь рационализация, попытка объяснить силы, которые мы не контролируем. Избавляйтесь от стремления обобщить "чужих" и приписать им какой-то единый неизменный набор качеств, советует ученый, индивидуализируйте других людей, найдите общие цели и сосредоточьтесь на них и помните уроки истории».