343 подписчика

Елена Утенкова и Михаил Тихонов: интервью с резидентами "Арткоммуналки".

407 прочитали

Завтра, 2 июня художники покажут свой отчетный фильм — по итогам коломенского проекта.

«Арткоммуналка» взяла интервью у Елены Утенковой:

Художница - Елена Утенкова.
Художница - Елена Утенкова.

- Когда Вы поняли, что хотите быть художницей?

Я выросла в семье художника. Мой отец Евгений Утенков — живописец, ученик Павла Кузнецова и Николая Крымова. Я росла среди книг по искусству, в дом приходили друзья родителей,— большинство из них тоже были художники.

Бабушка моя Елена Замятина — всю жизнь занималась Искусством движения (школа Айседоры Дункан), преподавала её ученикам. У нас в доме занятие искусством считалось главной работой, на которую стоило тратить время. Меня пробовали учить музыке, но в связи с полным отсутствием у меня музыкального слуха — зря тратили силы. А рисование у меня шло легко. И как-то оно перевесило. Я поступила в художественную школу (МСХШ) и стала художником.

Но со временем я поняла, что есть вещи которые нельзя нарисовать, можно только рассказать словами. Я стала также писать тексты.

Е.Утенкова БАНТИК. Из цикла Когда папа был маленький.
Е.Утенкова БАНТИК. Из цикла Когда папа был маленький.

- Бывали ли вы до этого в Коломне?

Первый раз я оказалась в Коломне три года назад, когда стала арт-резидентом Арт-коммуналки Ерофеев и другие. Мой проект — книжка «Ёлка в комнате» не был связан непосредственно с городом. Коломна была только декорацией моей работы. Но я так влюбилась в этот город, что поняла, что очень хочу в него вернуться.

Книга - результат первой арт-резиденции Елены в Коломне.
Книга - результат первой арт-резиденции Елены в Коломне.

- Что изменилось в городе с Вашего последнего визита?

Я была зимой, а в этом году мы приехали весной, сразу после Пасхи. И Коломна расцветала у нас на глазах. Удивительный город. Наш проект связан с окраинами Коломны. Они уникальны, нам хотелось рассмотреть их получше, но мы не увидели и десятой доли того, что есть. Опять хочется вернуться.

Жалко только, что старая Коломна обрастает непроницаемыми железными заборами, город уходит за железный занавес.

- Чем Коломна отличается от других городов? Способствует ли город творческому процессу?

Да, безусловно. В Коломне удивительно легко дышится. Связано ли это с редкой красотой самого города, с сохранностью уникальных домов и дворов, в которых так же, как и сто лет назад живут люди. Или с количеством действующих храмов и монастырей, они тоже освящают это пространство, — не знаю. Но мне очень хорошо работается в Коломне. Приезжаешь из перенаселённой Москвы, с её тяжёлой порой, очень напряжённой энергетикой — и уже на второй день начинаешь работать. Освобождаешься от чего-то лишнего. Даже то, как малолюдны улицы города, с их распахнутостью свету и воздуху — помогает.

Цикл «Городские окраины».  Проект"Куда глаза глядят. В поисках точки счастья".
Цикл «Городские окраины». Проект"Куда глаза глядят. В поисках точки счастья".

- Назовите трех Ваших любимых художников.

Сложно, потому что это меняется. Много очень разных художников, которых любишь. Но попробую ... тех, которых всегда одинаково: Рембрандт, Борисов-Мусатов, Эндрю Увайет.

- Что происходит сегодня с живописью, как с видом искусства?

Она есть. Как она может исчезнуть? От проблемы цвета и изучения его законов — никуда не деться. Как только начинаешь рисовать цветом с этим сталкиваешься. Как звучит красный и зелёный? Если их смешать — они исчезнут, будет бурый... А что делать с синим и жёлтым: их много разных и они по разному взаимодействуют. Мы же живём в цветном мире, слава Богу, не в чёрно-белом. Пока это так — живопись жива. Просто её границы расширяются и это очень интересно.

- Легко ли быть живописцем в XXI веке?

Мне не трудно. Но иногда я сознательно ухожу от живописи, выбирая совсем монохромную палитру. Язык цвета — отдельный язык и иногда хочется говорить чуть по-другому. Даже чёрный и белый — это тоже цвета и отчасти живопись. Оттенков серого и белого — очень много. Хорошее авторское фото или видео — тоже может быть живописью (в некотором смысле).

Елена Утенкова. Из работ к фильму "Куда глаза глядят".
Елена Утенкова. Из работ к фильму "Куда глаза глядят".

- Ваши работы выставлялись в России, Англии, Франции и Италии. Какая выставка запомнилась Вам больше всего?

Я очень люблю Италию, с её землёй, людьми, солнечным светом, с её искусством. Я там себя ощущаю как дома. И все выставки там мне были в радость.

В этом году у меня была выставка в Париже, я была ей рада, так как раньше приезжала в Париж только в арт-резиденцию или просто в гости. Всегда интересно показать свои работы новому, другому зрителю. Но Париж для меня более холодный город, я там чувствую себя иностранцем. Честно говоря, в Париже я думала о предстоящей арт- резиденции в Коломне и мечтала о ней.

Елена Утенкова и Михаил Тихонов на выставке, в Париже.
Елена Утенкова и Михаил Тихонов на выставке, в Париже.

- Ваш супруг партнер не только в жизни, но и в творчестве. Трудно ли двум художникам найти общий язык, когда дело касается работы? Много у вас совместных работ?

Работа у каждого всегда своя. Как скрипач и пианист могут что-то сыграть вместе, но, при этом, они разные. Мне очень интересно то, что делает Михаил Тихонов. Он уникальный художник. Через него идёт искусство, он его не придумывает. И это отрезвляет меня, не даёт уйти в литературщину или чистую эстетику.

Михаил Тихонов. Из работ к фильму "Куда глаза глядят".
Михаил Тихонов. Из работ к фильму "Куда глаза глядят".

Двум художникам рядом и трудно, и легко. Легко то, что мы понимаем проблемы, задачи друг друга. Трудно то, что мы на одной территории, даже в одной мастерской, а у нас всё по-разному: методы работы, условия работы, жизненный ритм. Но в жизни нам никто не обещал отсутствия трудностей.

Раньше мы делали больше совместных выставок. Сейчас — больше персональных. Коломенский проект — наш совместный. Мы вместе ищем точки счастья. Одни из них очень личные, но некоторые совпадают!