5 способов улучшить работу с трудовыми мигрантами в России

Из 10 миллионов трудовых мигрантов, живущих в России, минимум 7 миллионов связывают свое будущее с нашей страной. Однако сейчас работа с ними построена безобразно, а в самих мигрантах чаще видят бесправный скот, а не рабочую силу или потенциал для развития. Есть несколько решений, способных изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

Интерпресс / PhotoXPress
Интерпресс / PhotoXPress

По данным Мирового банка Россия входит в десятку ведущих стран назначения миграции. Точные цифры, как водится, никто не может назвать, но в общем многие эксперты сходятся в том, что сейчас в России приблизительно 10-12 млн мигрантов. К слову, примерно столько же жителей страны эмигрировали из нее в конце XX — начале XXI века. На всей территории СССР есть только одна страна, также способная притягивать мигрантов — Казахстан, где экономика во многом также строится на добыче и продаже природных ресурсов. Однако в ближайшие годы Казахстан, где все потребности закрывают 2 млн рабочих (преимущественно это узбеки), вряд ли сможет всерьез конкурировать с Россией в плане привлекательности для трудовых мигрантов. А значит, поток будет сохраняться и даже расти — рождаемость в странах Средней Азии растет, работы больше не становится, а в странах арабского мира, Индии или Китае им не рады.

Еще один интересный момент, примерно 70% от трудовых мигрантов (это минимум 7 млн человек) связывают свое будущее с Россией. При этом работа по их интеграции идет из рук вон плохо, после ликвидации ФМС этим занимается МВД, по сути своей — карательное ведомство. Как коррупция и дубинки полицейских помогут в интеграции? Скорее всего, никак. Тем более что многие помнят полноценный бунт в Бирюлево в октябре 2013 года.

Пока в стране есть деньги, подобных конфликтов удается избежать, однако после 2014 года рассчитывать на стабильность не приходится. А значит, необходимо создать такие институты и инструменты, которые позволят привести хаотическую работу с мигрантами в подобие порядка. Ниже — самые интересные идеи, которые я записал на Конференции по вопросам защиты мигрантов, прошедшей 29 июня под эгидой фонда «Миграция XXI век». В ней поучаствовали более 30 ученых, представители федеральных и региональных государственных органов, эксперты в области миграции.

1. Сделать единое окно для работы с мигрантами

www.saint-petersburg.ru
www.saint-petersburg.ru

Сейчас в стране нет "единого окна": единой службы, через которую можно просто и быстро зарегистрировать прибывающих к нам мигрантов. Как сказал проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в работе с мигрантами необходимое простое и понятное решение, каким для граждан России стали Многофункциональные центры (МФЦ).

2. Ввести стандарты для полицейских

Радио Озодлик
Радио Озодлик

Исполнительный директор международной некоммерческой организации «Тонг Жахони» Валентина Чупик рассказала, что к ним ежегодно обращаются за помощью 15 тысяч мигрантов. Из них 75.1% испытывают проблемы с государственными органами, чаще всего из-за неправомерных действий полиции. Причем, что интересно, скорее задержат гражданина России кыргызстанского происхождения, чем граждан Молдовы или Украины. Вряд ли для кого-то это новость, но получается, что полицеские в России работают, опираясь больше на бытовую ксенофобию, чем на профессионализм. Чтобы уходить от этой порочной практики, необходимо внедрить стандарты поведения для полицейских с мигрантами и обеспечить доступ мигрантов к правосудию независимо от их правового статуса. Также необходимо прекратить порочную практику группового рассмотрения дел, в том числе при отсутствии переводчика и без информировании соответствующего посольства.

3. Вернуть ФМС

www.ncrim.ru
www.ncrim.ru

Увы, но да, нам реально нужно это ведомство. Как я уже писал выше, сейчас интеграцией трудовых мигрантов занимается полиция. И необходимо разделить правоохранительную функцию и работу с мигрантами, управление миграционными процессами. Стране, входящей в десятку мировых реципиентов трудовых мигрантов, остро необходимо гражданское миграционное ведомство, которое будет координировать все ведомства, имеющие отношение к данной сфере. И оно должно иметь социально-экономическую направленность, а не быть быть карательным механизмом.

4. Внедрить новые технологии для оформления мигрантов

www.dw.com
www.dw.com

Как рассказал мне один чиновник, по ясным причинам пожелавший остаться анонимным, когда мигрантов долго и мучительно оформляют это невыгодно государству, но на этом зарабатывают слишком много человек, чтобы систему можно было одномоментно упростить. Многие из мигрантов предпочитают работать без оформления, из-за чего растет серый сектор экономики, из которого кормятся коррумпированные полицейские, чиновники и люди, занимающиеся оформлением мигрантов (этим платят, если хотят побыстрее получить необходимые бумаги).Чтобы хоть как-то снизить коррупциоемкость миграционных услуг, необходимо перевести оформление мигрантов в электронный вид, больше отдать на откуп современных цифровых технологий.

5. Упростить получение патента

www.rod-pravo.org
www.rod-pravo.org

Сейчас в Москве живут приблизительно 2 млн трудовых мигрантов. Из них трудовые патенты получили чуть больше 417 тысяч человек. Даже если убрать 380 тысяч граждан Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которые ничего подобного оформлять не должны, выходит, что разрешение для работы в столице получили 32,8% мигрантов. Всего каждый третий. Это происходит из-за сложной системы получения патента, которая многих отпугивает. Если упростить получение патента, удастся упростить жизнь добросовестным работодателям и вывести экономику из серого сектора.

Бонус-пункт. Развитие гражданского общества

Александр Шелковенков, проект "Русский блоггер"
Александр Шелковенков, проект "Русский блоггер"

Увы, от этого никуда не уйдешь. Работа с мигрантами, которые хотят работать и жить в стране, всегда процесс трехсторонний. Это не только взаимодействие государства и самих мигрантов, в нем еще должно участвовать непосредственно общество. Поэтому необходимо усилить и, возможно, даже институализировать участие НКО в защите прав мигрантов, а также их адаптации и интеграции. Именно жители конкретных территорий должны участвовать в адаптации и интеграции приезжих, а для этого необходимо, чтобы жители конкретных территорий приняли на себя ответственность за настоящее и будущее того места, где они проживают.