Окно в историю

18.09.2017

Карпин мост в Гатчинском парке не имеет никакого отношения к известному спартаковскому футболисту и тренеру хотя бы потому, что носит свое название с конца 18 века. Его он получил за то, что перекинут был в месте соединения Карпина пруда с Белым озером. Пруд в свою очередь назывался так из-за того, что здесь разводили зеркальных карпов к царскому столу. По крайней мере так описывают источники.

Вид на Гатчинский дворец из под Карпина поста
Вид на Гатчинский дворец из под Карпина поста

Во время Второй мировой мост был разрушен и восстановлен только в 80-годы 20 века. Под ним находится каскад, образуемый искусственной плотиной. Благодаря этому миниатюрному гидротехническому сооружению в пруду поддерживается нужный уровень воды. Но достоинство такого объекта не исчерпывается чисто утилитарной функцией. Его преимущество в том, что он куда доступнее для осмотра, чем другие более величественные сооружения. Взял, спустился под мост и выстраивай на здоровье композицию из струящейся воды, солнца и, конечно же, Гатчинского дворца. Отсюда открывается на него очень колоритный вид, буквально оживляющий полотна мастеров прошлого.

Чертёж Гатчинского дворца 1781 года.
Чертёж Гатчинского дворца 1781 года.

История дворца насыщена громкими именами и серьёзными историческими событиями. Гатчинскую мызу, так в 18 веке называли при царском дворе загородные дачи вельмож, Екатерина II подарила своему фавориту графу Григорию Орлову. Такой была благодарность за организацию дворцового переворота 1762 года. А уже в 1766 году началось строительство дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди. Дворец еще называют замком, хотя он мало имеет от привычного силуэта с громоздящимися остроконечными крышами, окнами-бойницами и высокими массивными стенами. Пожалуй, только центральная трёхэтажная часть с примыкающими к ней пятигранными башнями может служить намёком на европейское средневековье. Кстати башни дают хороший ориентир относительно сторон света: на южной установлены часы, а на северной - громоотвод. Дальше, с такой же симметричной строгостью, идут изогнутые в четверть круга галереи, а за ними так называемые хозяйственные каре - Кухонное и Конюшенное. Обе эти части имеют в плане замкнутую конструкцию с двором внутри и опять-таки башенками по углам. Работы длились 15 лет. Но пожить графу Орлову в новых покоях толком так и не удалось. В 1783 году он умер. Не долго думая, дарительница, то есть Екатерина 2, решила, что найдет усадьбе лучшее применение, чем наследники фаворита. Она выкупила мызу, чтобы пожаловать её своему сыну Павлу. Подарок стал своеобразным спойлером отношений между матерью и сыном, которые неуклонно ухудшались.Павел первым из русских царей и сделал Гатчинское палаццо своей резиденцией.

Плац перед главным корпусом дворца
Плац перед главным корпусом дворца

По требованию наследника перед фасадом появился огромный плац и целый ряд других атрибутов, которые указывали на то, что дворец если не по форме, то хотя бы по содержанию должен являться неприступной крепостью. Готовиться к обороне и войне с мнимым врагом была у русских царей в крови. А уж Павел как никто другой имел такой пунктик. Ради забавы и своих грёз о рыцарстве он даже создал гатчинскую армию. Поистине царская игрушка! Победная поза императора, отражённая в скульптуре и возвышающаяся над околодворцовой плоскостью, видимо ни что иное как момент принятия военного парада, которые он особенно любил.

Удобный спуск к воде делает место возле Карпина моста особенно привлекательным для детей
Удобный спуск к воде делает место возле Карпина моста особенно привлекательным для детей

Но главные преобразования, так же идущие в русле укрепления обороноспособности, коснулись всё же самого дворца. Будущий самодержец размахнулся так широко, что рассматривал даже проект строительства нового монументального сооружения на оси старого дворца. Он мог замкнуть пространство плаца в том самом месте, где сегодня находится Балтийский вокзал. Но планов громадьё увенчалось работами на более скромном уровне. Павел одобрил расширение служебных помещений, появились дополнительные этажи в обоих каре, и удаление с фасада эстетических излишеств - и правда, зачем они крепости. Так в центральном корпусе стена пришла на смену аркадам первого этажа и сквозному проходу в парк. Открытая галерея с колоннадой на втором этаже так же была заложена известняком, своеобразным напоминанием о ней стала лишь стена декорированная полуколоннами. И еще, для полного уюта милитаристской души наследника плац плац замкнули бастионной стеной. Вот оно истинное наслаждение созидателя - я в домике и попробуй ко мне сунься!

Глубина рва позволяет ему  сегодня сохранять только декоративную функцию
Глубина рва позволяет ему сегодня сохранять только декоративную функцию

Сегодня конечно всё это страшно интересно для изучения фортификационных возможностей эпохи, но для вкуса, желающего найти хоть подтверждения её элегантности явно маловато. Поэтому лучше сосредоточиться на архитектурных деталях, который могут вызвать неожиданные образы и аллюзии. Вот лишь один из примеров.

Арки Гатчинского дворца ведут во внутренний двор, который недоступен туристам. Да и смотреть там особенно не на что, кроме ободранных фасадов и обнаженной кирпичной кладки. Но возможность оказаться в своеобразной буферной зоне между внешним лоском, наведённым современными реставраторами, и запущенностью, которая сохраняет хотя бы видимость аутентичности, что-то сродни телепортации во времени. Ты уже не в настоящем, но и до прошлого один шаг. Не в каждом, даже отмеченном историей, месте удастся такой трюк. А в Гатчине, если вспомнить Карпин мост, получилось дважды.