Что не так с нашими комедиями

Хватит. Хватит. Нет, серьёзно. Хватит. Пожалуйста, прекратите. Или сделайте что-нибудь. Примите закон, запрещающий русским кинематографистам снимать комедии ближайшие лет 5. Расстреляйте всех наших "комедийных" режиссёров, сценаристов, актёров и примкнувших к ним бывших кавээнщиков. Реально, только тактика выжженной земли может нас хоть как-то спасти. Потому что они не остановятся. Сделать комедию - это быстрее и дешевле, чем боевик там или фантастику. Они их могут клепать до самого апокалипсиса, который сами же и приближают своими работами. Так обложите этот жанр дополнительными налогами и пошлинами, чтоб они сто раз подумали, прежде чем спускать деньги на съёмки какого-нибудь "весёлого" холокоста типа "Билета на Vega$".

Да, ребята, всё плохо. Авторы этого фильма на полном серьёзе рассчитывали, что съёмки на территории США и присутствие в кадре американских актёров - всё это окажет некое магическое воздействие на их произведение, превратив очередную отечественную поделку в голливудский блокбастер. Браво. Секрет хреновости русского жанрового кино раскрыт - его тупо снимают не в той стране, ага. Я поспешу вас расстроить - "Билет на Vega$" убедительно доказывает, что российские фильмы получаются одинаково бездарно вне зависимости от географического фактора. Все болезненные признаки новой русской комедийной школы никуда не делись, плюс и без оригинального креатива не обошлось.

У меня есть теория о том, как на свет появился сценарий "Билета на Vega$". Сам сценарий был написан в 1991 году 15-летним русским поклонником голливудских роуд-муви. А в наше время эту рукопись нашли и отредактировали инопланетяне, знакомые с человеческим поведением, речью и культурой только из американских фильмов 80-х - 90-х годов. И поверьте мне, чем дольше смотришь это кино, тем правдоподобнее выглядит эта теория.

Начнём с того, что авторы этого творения действительно думают, что все до сих пор живут в 1991 году. Они не в курсе, что с тех пор прошло два десятка лет, люди основательно поменялись, вокруг нас гораздо больше информации, есть интернет, мы больше не воспринимаем заграницу другой планетой. Они считают, что современный русский зритель не знает, как проводятся лотереи или снимают кино. Они думают, что русская молодёжь в 2013 году по-английски может сказать только "Хеллоу, найс ту мит ю, май нейм из Олеся". Поэтому очень многие шутки юмора или сюжетные повороты картины не вызывают ничего, кроме недоумения, поскольку либо давно устарели, либо просто не работают в современных реалиях.

Главные герои выигрывают в лотерею 150 миллионов рублей, приходят к организаторам, которые сообщают, что церемония награждения состоится в Лас-Вегасе, куда их доставят и поселят в престижном отеле. То есть - победители уже пришли с выигрышным билетом к организаторам, те зафиксировали факт выигрыша именно этими людьми, купили им билеты в Лас-Вегас, забронировали пентхаус и показали их по телевидению. После чего, по ходу фильма, выигрышный билет несколько раз переходит из рук в руки, и организаторы как ни в чём не бывало говорят "Ок" и готовы выдать награду каждому новому претенденту.

Однако, героям удаётся-таки доказать своё право на выигрыш и без билета. Знаете как? Они просто вбегают на церемонию награждения и произносят выигрышный номер. Они, дескать, помнят его, потому что каждая цифра в нём приурочена к какой-нибудь памятной для их отношений дате. Вот оно как оказывается. Любой человек может прийти на церемонию награждения и объявить себя победителем, потому что он знает выигрышной номер наизусть. Номер, который показывали по телевидению на весь мир...

ЛОТЕРЕИ ТАК НЕ РАБОТАЮТ!!! Если факт выигрыша зафиксирован, победитель объявлен, то билет уже не представляет никакой ценности. Да, победитель может проиграть свой выигрыш в покер, даже до того, как его получит. Но получать его он всё равно будет сам. Авторы фильма, наверное, думали, что это будет очень смешно, когда требовать выигрыш по очереди будет полдесятка персонажей, но на самом деле ты сидишь и думаешь - "Это что, на хрен, за лотерея такая? Какие дебилы её организовали? Они ведь привезли победителей (да ещё и с их друзьями (!)) в другую страну, сняли им пентхаус, а теперь раздают миллионы первым встречным???".

Да, если б мы увидели такой сюжет в американском фильме в 1991-м году, это бы прокатило. Потому что США тогда казались какой-то другой реальностью, в которой действовали какие-то другие, непонятные нам законы, и любая ерунда выглядела правдоподобной. Но не в 2013 году и не в русском фильме же. Этот сюжет прекрасно работал бы, если б выигрыш давали тем, кто предъявит билет в назначенное время и в назначенном месте, типа "кто успел - тот и съел". Но авторы подставили самих себя своим желанием обязательно снимать кино заграницей - поскольку русские герои как-то должны были попасть в Вегас (ой, простите - в Vega$, конечно), пришлось нагородить такую вот идиотскую лотерею.

Или вот возьмём персонажа Михаила Галустяна, который как бы работает двойником Элвиса Пресли. Я понимаю, что задумка была в том, что невысокий кругленький Галустян совсем не походит на статного красавца Пресли, и это должно производить комический эффект. Но шутка не работает. Во-первых, потому что персонаж Галустяна "изображает" Элвиса практически постоянно - даже когда его никто не видит он зачем-то продолжает ходить пританцовывая, виляя бёдрами и щёлкая пальцами (ну вы же знаете - Элвис сам постоянно так ходил). Что начинает очень быстро раздражать. Наверное, именно поэтому наиболее забавным Михаил становиться лишь в те редкие моменты, когда, наконец, выходит из "образа".

А во-вторых, потому что на дворе 2013 год. Кинематограф нам уже успел подарить такое количество двойников Элвиса, что хватит на ближайшее столетие - толстые, худые, чернокожие, азиаты, женщины. Двойники Элвиса грабили казино, расследовали преступления и даже работали наёмниками в постапокалиптическом будущем. В Галустяне-Элвисе нет ничего, чего бы мы уже не видели тысячу раз. Причём он и не пытается сделать своего "двойника Элвиса" каким-то оригинальным или аутентичным. Это просто Галустян в костюме Элвиса Пресли, который ходит, пританцовывая и щёлкая пальцами.

И, кстати, мы не в США. Пресли не является для русского зрителя такой же иконой и неотъемлемой частью массовой культуры, какой он, безусловно, является для американцев. Да, мы слушаем его песни, прекрасно знакомы с его ярким сценическим образом, но не более. Слетев с велосипеда, Галустян произносит "Леди и джентльмены, Элвис почти покинул здание" - да, мы тоже слышали эту фразу про покинувшего здание Элвиса в сотнях голливудских фильмов, спасибо. Но мы не знаем, что она означает, поэтому нам не смешно.

"Майк Тайсон? А кто это?" - интересуются героини. "Это известный хоккеист " - растерявшись, отвечают герои. Ой, я щас умру от смеха. Остались ещё парни в 2013 году, которые не знают, кто такой Майк Тайсон, представляете?

Переводит английскую речь сам Гаврилов. Ок, зачёт. Только вот, во-первых, Гаврилов там действительно тупо переводчик. Он не пародирует себя и старинные гнусавые переводы, он просто читает русский перевод английских реплик. А во вторых - напомните-ка мне, с фильмами какого временного периода у вас ассоциируется голос Гаврилова? Вот то-то и оно.

Агрессивная чернокожая тётка весь фильм через слово вставляет "мазефаку" - ой, как смешно. То есть нет, не смешно. Лет 10 уже как не смешно. Уже к середине фильма тупо бесит, как сильно авторы акцентируют наше внимание на этих её "мазефаках".

Друг главного героя (на вид - здоровый 30-летний мужик) заходит в придорожный супермаркет, замечает стойку с журналами, хватает один, с полураздетой девушкой на обложке, и с лицом, на котором написано "Ох, ну ни хрена себе, никогда в жизни не видел голую женщину!" начинает судорожно его перелистывать. Ну да, ведь это 1991 год, такими журналами не завален каждый киоск в России, а интернета нет и в помине...

Или вот ещё один показательный эпизод - герои забегают в какой-то переулок и тут на них со всех сторон начинают переть зомби. Герои мечутся по переулку, но тут появляется отряд американского спецназа (с калашами) и начинает отстреливать нежить. Герои в ужасе пытаются спрятаться или убежать, Галустян хватает выроненный одним из спецназовцев пистолет и простреливает голову одному из зомбарей, после чего кто-то случайно стреляет вверх и оттуда падает софит. Звучит команда "Снято!" и оказывается, что героев просто занесло на съёмочную площадку, откуда ни возьмись появляется съёмочная группа во главе с режиссёром, который орёт "Кто вы такие?! Как вы здесь оказались?!"

Ну, с чего бы начать... Сцена идёт пять минут и никто из съёмочной группы, включая статистов, изображающих зомби, не заметил, что посреди съёмочной площадки бегают и орут 6 посторонних человек? Только после того, как кто-то из посторонних сбивает софит, режиссёр, который вроде как всё это время сидел в окружении съёмочной группы и следил за происходящим, командует "Стоп"??? Галустян простреливает одному из статистов голову - этого статиста, вместе с мастерами по спецэффектам, что, заранее предупредили или в сценарии этого зомби-муви было написано: "Прибежит маленький армянин одетый Элвисом Пресли, подберёт пистолет и выстрелит тебе в рот."??? Почему, когда герои вбежали в этот переулок и нам показали его со всех сторон, никаких признаков съёмочной площадки не наблюдалось, но стоило режиссёру крикнуть "Стоп!", как везде тут же нарисовались осветительные приборы, гигантские вентиляторы, а сама съёмочная группа, оказывается, вообще сидела в паре метров от главных героев???

Да, эта шутка сработала в третьем "Смертельном оружии" в 1992 году. Но, во-первых, там с самого начала народ не делал вид, что ничего не происходит, ворвавшегося на съёмочную площадку Мела Гибсона практически сразу остановили. А во-вторых, в то время съёмочный процесс ещё был окружён неким ореолом таинственности, мало кто представлял, как именно снимают кино и что конкретно